16 ФЕВ, 11:33

(Не)детские мечты взрослого человека. Кто устанавливает скоростные рекорды на льду Волги

Массажистка, строители, студенты, байкеры, диджей и ведущий мероприятий в клубах — что может объединять, казалось бы, столь разных людей? Фестиваль скорости на льду "Жигулевская миля", который недавно впервые прошел в Тольятти, став в этом году преемником знаменитой "Байкальской мили". Мы тоже отправились на берег Жигулевского моря, чтобы узнать, кто эти люди, живущие техникой, и как рождаются идеи о деревянном мотоцикле и машине на двигателе от самолета

В конце первой декады февраля Тольятти собрал самых креативных и влюбленных в технику людей. Здесь состоялся Национальный фестиваль скорости на льду "Жигулевская миля — 2024". В предыдущие годы рекорды скорости устанавливали на льду Байкала. 

Соревнования прошли на льду Жигулевского моря. "Жигулевскую милю" проводит команда организаторов и создателей Международного фестиваля скорости на льду "Байкальская миля", который ежегодно с 2019 года проводится на знаменитом озере. Участвовать в гонках могли участники на различной авто- и мототехнике, а также обладатели уникальных и необычных транспортных средств. Фантазия участников ничем не ограничена — за всю историю зимних фестивалей скорости рекорды на льду ставились на разных средствах передвижения — от лыж до вертолета. И на этот раз победителей определяли в разных категориях, но суть одна — в каждой победил участник, показавший самую высокую скорость.

Казалось бы, Волга не Байкал с его прозрачным льдом, фото которого каждую зиму наполняют соцсети. Но Жигулевское море, как неофициально называют Куйбышевское водохранилище, не подвело и тоже подарило красивую картинку. Неделя проведения фестиваля выдалась морозной: снегопады в Поволжье сменились значительным минусом. И яркие машины и мотоциклы на фоне голубого февральского неба выглядели отлично.

Дистанция "Жигулевской мили" была равна длине конвейера "Автоваза", титульного партнера проекта, — 1 433 м. Была создана и традиционная по длине трасса "Байкальской мили", равной глубине Байкала, — 1 642 м.

Сразу идем в пит-зону (часть трассы, где гонщики могут сделать техническую остановку). Кто же эти люди, которые приехали на фестиваль скорости? Вижу улыбчивого парня у багги. Павел Ванишников приехал на фестиваль из поселка Прибрежный Самарской области с населением немногим больше 10 тыс. жителей. Рассказывает, что багги, на котором он попробует установить рекордную скорость, — самодельная конструкция. "Мой друг сам ее сделал. Я же просто выпросил: "Дайте погонять". И вот уже на третье мероприятие еду. Только ломаю и ломаю", — смеется Павел.

Но Павел не просто любитель погонять. Свою страсть прививает и подрастающему поколению. В своем небольшом поселке организовал гоночный клуб, где на данный момент около 60 воспитанников. Откуда такая любовь к автоспорту и гонкам? Пожимает плечами. "Мама — лыжница, папа — автослесарь. Вот и вырос гонщик, — продолжает смеяться Павел. — Увлекся в самом детстве". На фестиваль выбрал багги, а не просто машину ради интереса. "Здесь кто интереснее, тот и молодец", — добавляет он.

Достаточно осмотреться, чтобы понять справедливость этого замечания. Помимо по-настоящему гоночных авто, здесь можно увидеть кастом-велосипеды, моноколеса, мотоцикл на паровой тяге, остановку на колесах и даже тазик с мотором! Всего, по данным организаторов, к участию в фестивале заявилось более 120 пилотов.

Но, пожалуй, не ошибусь, если одними из главных звезд фестиваля назову команду "пАдонки инжиниринг", которые привезли свою "одну-на-миллион" реактивную машину "100ЯК" с двигателем от самолета. Спрашиваю у участников команды, как же можно создать такой транспорт. А все просто. Родители проекта — выпускники Московского авиационного университета.

"Это автомобиль, который еще никто никогда не создавал. Здесь стоит двигатель от самолета ЯК-40. Изначально двигатель поставили в Audi 100. К сожалению, возможности подвески не смогли совладать с этой мощью, поэтому пришлось построить абсолютно новую платформу, абсолютно новый автомобиль. Специально разработали платформу для этого мотора, но название закрепилось. Двигатель — от ЯК-40, платформа изначально была от Audi 100. Так и получилось название — "100ЯК", — рассказывают участники команды.

Кстати, машина — действующий абсолютный рекордсмен "Байкальской мили". Пилот Лев Гаряев в 2022 году проехал на ней со скоростью более 280 км/ч.

"Ну, погоди!" и Голливуд

Я, как фанат "Формулы-1" в прошлом, не могла не обратить внимание на серебристый блестящий ретроболид от команды из Тольятти. Участник команды Тимофей Баушин рассказал, что модель называется "Гонка 40-х" или просто "Капелька".

"Она схожа по дизайну с гоночными автомобилями 40-х годов. И имеет полностью самодельный кузов. За базу мы взяли двигатель от "Волги" и переднее шасси от "Волги". И вокруг этого всего построили пространственную раму и изготовили металлические облицовочные панели. Кузов выполнен из металла и покрыт лаком", — рассказывает он технические подробности. И тут же весело добавляет: "Помните, в "Ну, погоди!" Волк на такой ездил".

Инициатор проекта — Олег Калашников, он же основатель станкостроительной компании. "При заводе организовали такой цех, собрал интересующихся автомобильной тематикой ребят. В среднем над созданием работает четыре человека, и некоторые люди на аутсорсе. Не все оборудование мы имеем", — говорит он.

Помимо "Капельки", создали еще несколько уникальных авто, в том числе "Четверку" на базе Lexus LS 460 с полностью кастомным (переделанным, настроенным и доведенным в соответствии с собственными предпочтениями) салоном, в котором есть даже рабочий кондиционер и печка. А еще плавающую "Волгу" — кузов советского автомобиля установили на понтоны с моторами. Рассказывают, что на воде такой агрегат может развить скорость более 100 км/ч.

Этот автопарк — воплощение детской мечты Олега. "В детстве хотел создать гараж, в котором буду делать нереально крутые проекты. И сейчас появилась возможность осуществить эту мечту", — говорит он.

Помимо странных и удивительных самодельных машин, на фестивале можно увидеть современные Tesla, Porsche, BMW, а также авто прошлых десятилетий. Вот на старте стоит раритетная красная Chevrolet Camaro 1978 года. Рядом колоритный пилот. В шлеме, куртке-авиаторе — совсем как герой голливудского кино.

Пилотом оказывается Дмитрий Павловский из подмосковного поселка Загорянский. Классическими американскими автомобилями он увлекся больше 20 лет назад, когда у него появилась Chevrolet Caprice 1980 года.

"Такой огромный полицейский седан. С этого момента я в это во все влюбился, загорелся идеей. Теперь по всей стране собираю буквально какие-то разваленные гнилые остовы от автомобилей. В своей мастерской приводим их в порядок — свариваем, красим, делаем ходовую часть, двигатели, трансмиссии, салоны", — говорит Дмитрий.

Помимо Chevrolet Camaro, в его коллекции Ford F-250 1979 года, Chevrolet Impala 1966 года, Oldsmobile Delta 88 1984 года. Пока он перечисляет свои автомобили, мне на ум приходят любимые сериалы. Та самая знаменитая Impala Дина Винчестера из "Сверхъестественного" и Oldsmobile из "Ходячих мертвецов".

Большую часть работы по восстановлению машин делают своими силами. "Пару лет назад я научился красить автомобили, и цикл у нас практически стал полным. У нас и сварщики (я сам сварщик), и покраска, и переборка двигателя, и т.д. Это колоссальная экономия, потому что остается закупить только запчасти, а они не такие дорогие. Это же старые машины, в них нет такого количества какой-то дорогостоящей электроники, дорогостоящих компонентов. Здесь простейшая механика", — говорит Дмитрий.

К своему хобби привлек и окружающих. "Мои сыновья — их двое — тоже в этой теме. Василий приобрел себе Buick Park Avenue, Иван — автобус Chevrolet Chevy Van", — говорит Дмитрий.

Рассказывает, что на этих автомобилях объехали почти всю Россию. "Хорошо ехать на современной надежной машине, но здесь есть своя изюминка, приключения. Потому что машина старая. И конечно, нужно особенное обслуживание, особенный ремонт. Иногда это приходится делать в дороге", — делится Дмитрий.

Есть у Дмитрия и машина мечты, очень нетипичная. "Мечтаю об огромном американском грузовике. Либо среднетоннажном, либо уже полнотоннажном траке. Никогда не было у меня такой машины. Специально в этом году сдал на права категории С. И сейчас разыскиваю что-то вот такое огромное, — говорит он. — Можно к нему приладить прицеп и ездить собирать автомобили, которые мы разыскиваем".

Патриотичный автомобиль

Пока Дмитрий ищет знаменитые американские модели, москвич Константин Маркин увлечен восстановлением отечественных. На фестивале он участвует на ГАЗ 31105 "Волга". Эта машина в кругах автогонщиков известна как "Дрифт-Волга". "Это уникальный проект, патриотический, — говорит Константин. — Когда модернизируют наши автомобили, в основном ставят моторы, коробки, ходовые части от иномарок. Мой же проект сделан именно на всем отечественном, "Волга" сделана на волговских запчастях. Но при этом у нее рекордная мощность. Такая она одна в мире, можно сказать".

Константин в гонках не просто любитель: имеет первый разряд по автоспорту и вообще автогонщик во втором поколении. "Мой отец — мастер спорта, но он, к сожалению, рано ушел из жизни. А я продолжаю. И даже эта "Волга", можно сказать, его наследство. Сначала это был городской проект".

В свободное от машин время Константин работает в ресторанной и клубной сфере, ведущим, МС, занимается видеосъемкой, продакшном. Но признается, что буквально живет в гараже.

"Все, что зарабатываю, трачу на авто, практически 100%. Остается только на еду, на существование. У меня даже нет городского автомобиля, все здесь", — говорит он. И останавливаться не собирается, в планах — реализовать еще несколько проектов для автоспорта на основе отечественных ретроавтомобилей из линейки "Газ".

Удивительное не заканчивается. В пит-зоне стоит мотоцикл из дерева. "Из дуба", — уточняет его создатель Дмитрий Губенко. Сделан он летом 2023 года. "У меня ни одного рисунка не было. Когда я его делал, я не знал, что в конце получится", — уверяет он.

Дмитрий говорит, что это уже шестой деревянный мотоцикл, который он собрал. Первый появился больше 10 лет назад. "Просто попался китайский битый мотоцикл, который уже не подлежал восстановлению. Я сначала раму сделал деревянную, потом деревянные колеса, а дальше понеслось. Вошел во вкус".

Использование дерева не случайно — Дмитрий занимался мебелью. Вот так работа мебельщиком и увлечение мотоциклами привели его к созданию техники из дерева. "Собрал и машину из дерева. Стоит уже обкатанная. Одноместная, маленькая. Просто сзади мост сломался, надо переделать".

Драма на льду

Кинематографичности фестивалю добавили не только болид из "Ну, погоди!" и авто из голливудских фильмов. Не обошлось без настоящих драм.

Так, "100ЯК" во второй день заездов перед финишем вылетел с трассы и на скорости около 250 км/ч перевернулся. К счастью, Лев Гаряев, сидевший за рулем, в порядке. Однако сам автомобиль пострадал серьезно. "Восстановлению он подлежит вряд ли. Максимум, чему он подлежит, — это реинкарнация в новом обличии. Но речи о том, чтобы опускать руки, не идет", — говорит Лев.

А в ночь перед последним днем на набережной, в месте проведения фестиваля, произошел сильный пожар, сгорел гостинично-ресторанный комплекс. К счастью, обошлось без жертв, люди были эвакуированы. Одного пострадавшего госпитализировали.

Тем не менее в последний день заездов команды вновь вышли на старт. Честно говоря, таких азартных людей во взрослом мире и повседневной жизни встретишь редко. Серьезные в обычной жизни, здесь они превращаются в детей — только игрушки в разы дороже. И каждый из них уверяет, что следующей зимой вновь готов приехать на лед Волги или Байкала, чтобы разогнаться до возможных пределов, а вечером — большой колонной эффектно проехать под закатным солнцем.

Оксана Сотник

Читать на tass.ru
Теги