"Мы живем этими воспоминаниями"
Трамвай по праву является одним из символов Петербурга. Здесь крупнейшая в России и четвертая по величине в мире трамвайная сеть — общая протяженность 513 км трамвайных путей, а в годы блокады Ленинграда этот транспорт стал главным помощником жителей города — именно с трамвайным звоном ассоциируют возрождение жизни. Но не только рекордами и героическими подвигами может славиться петербургский трамвай, как оказалось, в его истории есть и романтическая глава. Именно в Северной столице в 1975 году состоялась первая трамвайная свадьба.
Вот как описывает свои впечатления ревизор по безопасности движения Павлюченков в газете "Ленинградские магистрали" от 11 июля 1975 года:
"Трамвай стал не только необычным в таком деле средством передвижения, но и участником свадьбы, символизирующим очень многое. И когда он остановился у Марсова поля, а молодые вышли, чтобы разделить свои цветы и свое счастье с теми, в честь кого горит Вечный огонь, это не было лишь свиданием молодости с прошлым. <...> Кто знает, может быть, на том же самом месте стоял этот старый трамвай более чем тридцать лет назад, пережидая воздушную тревогу или суровую блокадную зиму? А потом старый трамвай снова пошел по городу, и в нем ехали самые счастливые пассажиры".
Тогдашние жених и невеста, Александра и Алексей, познакомились благодаря работе в трамвайном парке имени Калинина (ныне — Трамвайный парк №5). Саша тогда работала в парке мастером отдела технического контроля, а несколькими месяцами позже Леша после армии устроился кузовщиком.
"У него на тот момент девушка была, я тоже с парнем встречалась, поэтому мы сначала просто общались, а уже в 1975-м решили быть вместе. Вы представляете, какая раньше обстановка была в трамвайном парке? Взрослые молодежь встречали, как своих детей, мы окунулись, будто в семью. Нас так любили все, учили, подсказывали, мы ходили в походы, праздники отмечали в красном уголке всем общежитием. Поэтому все благословили нас на союз", — рассказала Александра Тимошенко.
Денег на свадьбу почти не было, родственников мало — Александра переехала в Ленинград из Архангельской области, а Алексей — из Ростовской. Они думали просто расписаться и не устраивать большого праздника, но возникли трудности с подачей заявления в ЗАГС. Как вспоминает Александра Тимошенко, тогда дворцы бракосочетания выдавали только 20 бланков для заявлений, люди дежурили ночами, чтобы бланк достался именно им. Поэтому молодожены обратились за помощью в комитет комсомола, где им и предложили организовать комсомольско-молодежную свадьбу.
Порадовали весь Ленинград
"Нам удалось подать заявление на Фурштатской улице — рядом с метро "Чернышевская". Там очень красивый дворец, поэтому нужно было все делать как положено — красивое платье, костюм, гости. Гостей у нас набралось 45 человек. Мы всем трамвайным парком готовились к свадьбе, и меня спрашивают: "А вы на чем в ЗАГС поедете?", а я в шутку ответила: "Вот трамвай подгоним и поедем", — поделилась Тимошенко.
Но сотрудники трамвайного парка не восприняли это как шутку. Вместе с комитетом комсомола они буквально за ночь подготовили к торжеству старый трамвайчик МС (моторный стальной), который использовался только в служебных целях. Они его украсили разноцветными лентами, шарами, у буферного фонаря красовался красный бант, вместо номера маршрута была надпись "Свадьба", на месте сигнальных огней — нарисованные розы, а наверху — латунные кольца и кукла-невеста.
"Это был сюрприз. Мы же жили в общежитии, и окно у меня выходило в парк, и тут я вижу: вылетает из депо этот трамвайчик. У меня слезы градом. Как они за ночь успели это сделать? Я до сих пор не понимаю. И он вылетает как молодой, гордый такой, важный. Я смотрю, а на улице люди с камерами бегают — корреспонденты. Я даже испугалась, думаю, выходить мне или нет", — рассказала Тимошенко.
По воспоминаниям нашей героини, свадьба порадовала не только их и гостей, а весь город. На станциях ревизоры выбегали и махали руками, прохожие радостно приветствовали. Молодоженов не просто доставили в ЗАГС, после росписи всех участников праздника повезли по знаковым местам Ленинграда, в том числе к Вечному огню на Марсово поле. Сам праздник состоялся прямо в трамвайном парке — в актовом зале или, как тогда называли, в красном уголке.
"Мы, когда вышли из ЗАГСа, то выпили шампанское, и шампанское пили не внутри трамвайчика, а рядом, чтоб как будто вместе с ним, все еще об него чокнулись бокалами. Мы такие были счастливые, вы не представляете. Сейчас это даже немыслимо, что на предприятии разрешили два дня выходных, чтобы гулять свадьбу", — рассказала она.
Вся жизнь связана с трамваем
По словам начальника административно-хозяйственного отдела и председателя профсоюзной организации Трамвайного парка №5 Галины Махиной, организовать такую свадьбу было непросто. Необходимо было согласовать все с руководством Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда (ТТУЛ), получить разрешение центрального диспетчера на выезд, указанный в наряде.
"Я пришла в трамвайный парк уже после их свадьбы, но эта история прогремела на весь город. Они очень красивая пара, и семья у них замечательная — двое детей, трое внуков. Дочь пошла по пути родителей и теперь работает у нас в ГЭТ. Вся жизнь у них связана с трамваем", — рассказала она.
После свадьбы Александра и Алексей стали знаменитыми: о них написали газеты и журналы, сняли сюжет телевизионщики, так что, когда они отправились в свадебное путешествие, в поезде их узнала соседка по купе, восхитившись такой необычной свадьбой. И сейчас, спустя почти полвека, память об этом событии хранят в петербургском Горэлектротрансе.
"Всю жизнь мы работали вместе, на одних вагонах, и у нас разговоров было только о трамваях, даже дети наши выросли там. Там было так хорошо, детский сад прямо в общежитии, пионерские лагеря. Вообще, мы не одну свадьбу в парке сыграли, молодежи было много. И вот мы всю жизнь живем этими воспоминаниями, и сейчас, бывает, идем мимо трамвая, а ты его принимал в парк, все "болезни" его знаешь, и смотрим, не ослаб ли болт. Мы не можем пройти мимо спокойно, хотя я уже 11 лет не работаю, Леша года три не работает", — поделилась Александра Тимошенко.
Трамвайно-троллейбусные свадьбы сейчас
Иногда кажется, что современников уже нечем удивить, однако ярко украшенному свадебному трамваю или тролллейбусу это все еще удается. Работники ГЭТ с удовольствием используют любимые трамваи и троллейбусы для этих целей. В 2024 году так поступили две пары, одна из которых — Федор Осипов и Анастасия Буренкова.
Молодые люди познакомились четыре с половиной года назад в общежитии Государственного гидрометеорологического университета. Оба учились на экологов, только на разных курсах. Со временем Анастасия поняла, что хочет посвятить себя другой профессии, и теперь она — специалист по охране труда Троллейбусного парка №2.
"Идея сыграть свадьбу в троллейбусе хоть и не новая, но она не так часто встречается, как свадьба в автобусе, маршрутках, лимузине — это все заезженно, а свадьба в троллейбусе — это что-то необычное. Я работаю в троллейбусном парке, постоянно с ними имею дело, с сотрудниками, которые их ремонтируют, с водителями, поэтому я хотела, чтобы частичка моего парка была в этот особенный день вместе со мной. Гости моей свадьбы до последнего не знали, на чем мы поедем по центру Петербурга. И только когда все сели по местам, отошли от восторга и удивления, я провела им вводный инструктаж о правилах поведения в общественном транспорте", — рассказала она.
Как считает Анастасия, у свадьбы в троллейбусе много преимуществ. Самое главное — это необычно. Кроме этого, он вместительный, а для молодоженов было важно провести с гостями каждую минуту, есть кондиционеры и возможность организации экскурсии, поскольку большинство гостей приехали из других городов России. Сложное в организации такой свадьбы — согласование маршрута, ведь необходимо тщательно продумать путь так, чтобы троллейбус смог подзарядиться от контактной сети, при этом максимально охватить самые красивые и популярные места и не помешать движению городского транспорта. Коллеги Анастасии — главный инженер и ревизор по безопасности движения, зная каждую улицу города, помогли в составлении маршрута. Служба движения с первой попытки согласовала путь следования.
"Федор сразу согласился на мою авантюру, очень меня поддержал. Свадьбы в троллейбусе уж точно ни у кого из наших знакомых не было. У нас был экскурсовод, который рассказывал интересные факты, а главным местом стал Поцелуев мост, когда мы его проезжали, все гости кричали: "Горько!" — поделилась она.
Свадьба Анастасии и Федора также привлекла много внимания жителей и гостей Петербурга, некоторые просили сфотографироваться с молодоженами и троллейбусом, а кто-то даже дарил подарки. Так, необычная традиция сотрудников ГЭТ через много десятилетий делает счастливыми не только виновников торжества, но и всех окружающих.
Дарья Иванова