15 ОКТ, 04:15

Сила жеста. Как в сердце Сибири создали оркестр, прославившийся на весь мир

Арнольд Кац

Язык жестов — самый древний. Когда учат дирижеров, то напротив дирижерского пульта ставят зеркало, чтобы было видно отражение и можно было контролировать свои движения. Студенты-дирижеры учатся не только у маэстро, но и друг у друга, пытаясь найти нужный жест. Такие уроки преподавал своим ученикам Арнольд Михайлович Кац, основатель Новосибирского симфонического оркестра, человек сложной судьбы и невероятного таланта, 100-летие которого недавно отметили все, кто его знал и любил

Филармония сейчас

Новосибирская филармония считается крупнейшей концертной организацией в России. Такой статус она получила благодаря количеству коллективов, которые тут трудятся. Это и вокальные ансамбли, и джазовые оркестры, есть даже коллектив, который играет средневековую музыку. Концерт по вкусу в Новосибирске смогут найти ценители любой музыки, каждый год в филармонии дают более тысячи выступлений.

Всего коллективов 19. Самый известный из них — Новосибирский симфонический. Объездивший с концертами полмира коллектив продолжает удивлять и радовать любителей академической музыки. За дирижерским пультом тут стояли Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет и многие другие, но всем жителям Новосибирска он знаком совсем по другому маэстро — Арнольду Кацу.

Музыкальные корни

В детстве Каца сокращенно от Арнольда звали Ноликом. Он родился в 1924 году в Баку в семье профессиональной скрипачки и врача-невропатолога. "Естественно, каждый из них мечтал о том, что сын продолжит их стезю, но мама, как всегда, победила", — рассказывает Борис Назаров, руководитель музея Каца в Новосибирской филармонии.

Ваш браузер не поддерживает видео

Музей с концертным фраком дирижера и гастрольным чемоданом, с которым он объездил полмира, разместился в небольшом помещении концертного зала, тоже носящего имя Каца, который был построен и открылся уже после смерти маэстро. Зал рассчитан почти на тысячу зрителей. По словам Бориса Назарова, создание такой концертной площадки было заветной мечтой Арнольда Михайловича.

С малых лет он был окружен большими сценическими пространствами. На детских фото Нолик стоит одетый в подобие маленького концертного фрака с крупным белым бантом. Будучи ребенком, Кац не раз бывал в огромном концертном зале филармонии Баку "с удивительной акустикой", куда с гастролями приезжали все иностранные дирижеры перед посещением Ленинграда и Москвы. Однако первой специальностью музыканта было не дирижирование, а скрипка. Ей он учился у одного из лучших мастеров в стране.

Первая скрипка

Когда Кацу было 12 лет, семья переехала и он познакомился с новой сценой. Мать мальчика начала работать в оркестре Большого театра, а сам Арнольд поступил в класс музыкальной школы для одаренных детей при Московской консерватории. Преподавателем стал один из основателей советской скрипичной школы — Абрам Ямпольский. Его метод был основан на индивидуальном подходе к каждому ученику, эту технику Кац постарался впоследствии перенести и на работу со своими учениками.

"Каждый день по четыре, по пять часов занятий на скрипке, — рассказывал Арнольд Михайлович. — А потом — общеобразовательные предметы, теория музыки и история искусств. Однако окончить музыкальную школу мне не удалось — началась война".

Испытания войной

Во время Великой Отечественной войны Кац выучился на военного дирижера. Такие курсы были в Московской консерватории. В музее хранятся фото музыканта с лейтенантскими погонами на форме. Он служил в бригаде Белорусского фронта.

"Дошел до Берлина, какое-то время оставался в Германии, и только в 1946 году по просьбе администрации Московской консерватории его отпустили для продолжения обучения как перспективного музыканта", — рассказывает Борис Назаров.

В музее Каца хранится копия письма, которое ректор Московской консерватории отправил самому маршалу Жукову. Именно благодаря этому письму Арнольда демобилизовали, и в 1947 году он вернулся в СССР, а два года спустя окончил Ленинградскую консерваторию по классу скрипки.

Кац не любил рассказывать про военные годы, говорит управляющий Новосибирским симфоническим оркестром Николай Сизиков. Несмотря на то что музыкант не участвовал в активных военных действиях, он все равно долго пробыл на фронте, где в том числе выступал в составе фронтовых бригад.

Искусство дирижирования всегда привлекало Каца. Еще в юности он понял, что "самый совершенный в мире музыкальный "инструмент" — это симфонический оркестр". Но, по воспоминаниям маэстро, прошло много-много лет, прежде чем он получил право руководить оркестром.

После окончания консерватории по специальности "скрипка" Кац принимается за освоение дирижерского мастерства. Этому его учит основоположник ленинградской школы дирижирования Илья Мусин, который разработал собственную систему обучения. Именно он в разные годы учил Валерия Гергиева и Юрия Темирканова. Мусин считал, что каждая фраза и жест дирижера должны быть ясными сигналами для оркестра. Руки дирижера, по его мнению, могут передать музыку так же точно, как и смычок скрипача. Благодаря обучению у мастера в 1956 году Арнольд Кац выиграл Всероссийский конкурс молодых дирижеров. "Это счастливым образом совпало, и ему предложили в Новосибирске создать симфонический оркестр", — объясняет Борис Назаров.

Место силы

Местом для создания нового симфонического оркестра не зря был выбран Новосибирск. Именно здесь в 1942 году впервые была исполнена Ленинградская симфония Шостаковича. В фондах Новосибирского краеведческого музея до сих пор хранится фото с репетиций. На нем вместе с автором музыки дирижер оркестра — Евгений Мравинский. Он вместе со своим коллективом навсегда изменил музыкальную жизнь Новосибирска.

Леонид Утесов, в те годы также эвакуированный в столицу Сибири, писал: "Я только что вернулся домой с концерта — концерта необыкновенного. Таких концертов на долю человека за всю жизнь приходится немного… Разве можно написать о Седьмой симфонии, прослушав ее один раз! Это настолько захватывающе, грандиозно, что разобраться в своих ощущениях я бессилен. Одно знаю — это бессмертно, как все великое в искусстве. В этом концерте было все, что делает искусство настоящим: гениальный композитор, талант — дирижер и художник, — оркестр".

Планка, которую установили ленинградские музыканты в Новосибирске, была очень высокой, и слушатели стали требовательнее. Поэтому когда Арнольд Кац, успевший поработать в разных местах, искал новое пристанище, он остановил свой выбор на Новосибирске. "…Меня вдохновляло напутствие известного дирижера Курта Зандерлинга. Я сказал, что мне предложили организовать в Новосибирске новый оркестр, да вот не знаю — стоит ли приниматься за такое сложное дело! Зандерлинг воскликнул: "Молодой человек, вам выпала огромная удача! Создать свой оркестр — каждый дирижер может только мечтать об этом!" — вспоминал маэстро.

Впоследствии Кац сравнивал созданный им оркестр именно с оркестром Евгения Мравинского, который стал для него образцом — настолько тщательной была проработка каждой детали исполняемого произведения.

"Оркестр — это единый организм, общие принципы, общие вкусы. Оркестр воспитывается годами. Взаимно! Творчески и нравственно. Настоящий оркестр — это идеальная школа взаимовоспитания. Заслуженный коллектив Ленинградской филармонии с Мравинским — вот это оркестр. Оркестр надо созидать! Десятилетиями", — цитирует Каца альтист Сергей Кручинин в своей книге "Наедине с оркестром".

Сибирский характер

Приехав в Сибирь, 32-летний Арнольд Кац был полон энергии. Но как привлечь сюда молодых талантливых музыкантов? Где они будут жить? На все эти вопросы не было ответов. Чтобы создать условия для будущего коллектива, Кац обратился к руководителю местного обкома партии. Он убедил его выделить свободное здание для переоборудования под общежитие. Им стала бывшая школа, построенная еще до революции. Здесь соорудили крохотные комнатки, где ютились семьи музыкантов, и это было только начало большого пути.

Николай Сизиков, управляющий сейчас Новосибирским симфоническим оркестром, в ответ на мой вопрос, что делало Каца таким уникальным руководителем, отвечает, что он строил оркестр, начиная с фундамента.

"Представьте, человек дом строит. Для себя, не для кого-то, а для себя строит. Вот Арнольд Михайлович так строил оркестр: собирал музыкантов по всей стране, приглашал, за каждым, что называется, бегал, каждого обхаживал. Нужны были садики для детей, значит, он занимался садиками, надо было кому-то к врачу, значит, он занимался врачами. Вот в этом, наверное, такой секрет был".

Здание того первого общежития Новосибирского симфонического оркестра стоит в городе до сих пор. Сейчас в нем находится театр. С тех пор как в середине XX века здесь поселились музыканты Каца, искусство не отпускает его. История о том, как коллектив покидал общежитие, еще более удивительная, чем заселение. Тогда смотреть на место, где живет оркестр, пришла специальная комиссия.

"Арнольд Михайлович туда привел руководителей региона, первых лиц и показал, в каких условиях живут музыканты. В каждой комнате музыкант играл свою любимую мелодию, тут же носились дети, а жены на кухнях парили белье. Комиссия была в ужасе, после этого музыкантам начали давать отдельные квартиры", — делится Николай Сизиков.

В среде небожителей

Николай Сизиков стал участником коллектива оркестра в 90-е годы, но услышал о нем гораздо раньше. "Я думал, что там небожители. В принципе, работа в оркестре всегда считалась пределом мечтаний музыкантов", — поясняет он.

Уроженец Красноярска Сизиков специализировался на игре на духовых инструментах, в первую очередь на тромбоне. Он пришел в музыкальный коллектив 1 сентября 1995 года и остался в нем на долгие годы. Новосибирский симфонический оркестр, по его собственному признанию, стал его единственным местом работы.

Здесь, во многом благодаря Арнольду Кацу, Сизиков нашел для себя дом. По словам музыканта, маэстро был очень требовательным как к другим, так и к себе. Арнольд Кац подолгу заставлял оркестр повторять один и тот же фрагмент, добиваясь высокого качества исполнения.

"Мне запомнилось его отношение к солистам, вообще к музыке — очень тонкое. Ну и самое главное, что он, конечно, был требовательный. Изводит музыкантов, но свое требует, объясняет, пока не получится, пока люди не поймут. Можно сыграть, не понимая, что ты играешь. Вот он требовал понимания, чтобы люди вникали в нюансы произведения, чтобы не было потом ошибок", — вспоминает Сизиков.

Покоряя мир

За годы своего существования коллектив посетил десятки стран, и везде его тепло принимали. Один из оркестрантов, альтист Сергей Кручинин, в книге "Наедине с оркестром" вспоминает гастроли в Италии, когда за 14 дней музыканты дали 11 концертов. Особенно взыскательной была публика в Турине — городе со старыми музыкальными традициями. Концерт стал для оркестра настоящим экзаменом.

"На какое-то время возникло неприятное чувство оголенности, ощущение полной незащищенности. Даже годами натренированная артистическая воля к победе, огромное желание высказать все сокровенное, что так мучительно выверялось и выстраивалось на репетициях дома, с трудом пробивало себе дорогу. Тянулись томительные минуты борьбы с собой", — пишет Кручинин.

Однако во время выступления между слушателями и оркестром возник удивительный момент музыкального общения, когда на лицах людей отражались эмоции, заложенные в ноты исполняемого произведения. Коллектив играл Первый фортепианный концерт Шостаковича — ироничный и полный юмора. Исполнение оказалось настолько точным, что аплодисменты не умолкали около 10 минут. Так музыка в очередной раз объединила людей разных культур. На следующий день туринские газеты писали о том, что местная публика не ожидала такого невероятного исполнения от оркестра из Новосибирска.

Последний концерт

В музее Арнольда Каца во всю сцену растянут групповой портрет Новосибирского симфонического оркестра. На нем больше сотни музыкантов в концертных костюмах улыбаясь смотрят в объектив. Фотография была сделана уже после смерти Каца. Он умер во время гастролей в Пекине: на репетиции маэстро разбил инсульт. Около месяца медики в китайской клинике боролись за его жизнь. Арнольда Михайловича не стало в январе 2007 года, ему было 83. "Его смерть стала личной трагедией для каждого", — говорит управляющий оркестром Николай Сизиков.

Проститься с дирижером пришли политики, музыканты, художники, друзья и просто любители искусства. Музыканты, работавшие под руководством Каца, исполнили для него последний концерт из произведений Чайковского, Моцарта, Бетховена, Глюка. Спустя шесть лет после смерти дирижера наконец открылся концертный зал его имени. В фойе разместился яркий витраж, где Арнольд Михайлович изображен за дирижерским пультом в окружении множества музыкальных инструментов, как будто бы подчиненных его воле.

"В какой-то момент люди стали говорить, что оркестр изменился: появился другой вектор развития. Но он не стал хуже совершенно точно. Традиции высокого профессионализма и полной самоотдачи, заложенные Арнольдом Михайловичем, сохранены", — заключает Николай Сизиков.

Полина Болдырева

Читать на tass.ru
Теги