2 ДЕК, 08:15

Все псы попадают в Райское. Как возле Каховской ГЭС заботятся о бездомных животных

Приют "Ухо лапа хвост" в селе Райское — первое на левом берегу Днепра в Херсонской области пристанище для животных, оставшихся без крова и хозяев. Приют расположен примерно в 4 км от позиций Вооруженных сил Украины (ВСУ). Местные жители при поддержке властей создали его в августе 2023 года — после того как ВСУ подорвали Каховскую ГЭС. Масштабное наводнение тогда оставило без дома и даже без хозяев многих питомцев. Побывали в приюте и рассказываем, как он живет сегодня

Дорога в Райское

"Вся дорога до приюта в Райское очень опасная и непредсказуемая, в любой момент может либо зависнуть дрон, либо прилететь снаряд", — предупреждает начальник отдела сельского хозяйства Новокаховского городского округа Евгений Коновальчук, который согласился взять нас с собой. Сам он едет в село, чтобы на фургоне доставить корм и лекарства для животных, переданные волонтерами.

Ваш браузер не поддерживает видео

"Начиная с выезда из Новой Каховки — рабочий поселок, каждый день подвергается ударам либо дронов, либо минометов. Потом пустой участок, где висят высоковольтные провода, он тоже очень опасен. Дальше лес начинается: там несколько дорог, которые постоянно обстреливаются, всегда либо дома, либо газопровод повреждают. Чуть дальше если проехать, ближе к военному блокпосту, тоже точка, которая все время обстреливается, — предупреждает он, пока мы проезжаем частный дом, начисто лишенный крыши атакой ВСУ. — Жалко, мне так он нравился".

Серьезно заняться созданием приюта для безнадзорных животных власти Новокаховского округа вынудил июнь 2023 года, когда ракетный удар украинской армии по дамбе Каховской ГЭС спровоцировал сброс воды, затопившей 35 населенных пунктов на левобережье Днепра. По словам Коновальчука, в одном только Новокаховском округе погибли тогда около тысячи домашних животных.

Ваш браузер не поддерживает видео

"Ближе к корсунским дачам (Корсунка — село на берегу Днепра, между Днепрянами и Крынками — прим. ТАСС), где сейчас проезд вообще ограничен — нежелательно даже близко соваться, — был свинокомплекс, возле него большая водонапорная башня. Возле нее была подстанция, которая запитана была электричеством, чтобы включать насосы на этой башне. Она, наверное, метра три, может, три с половиной в высоту, и вся была затоплена. И когда вода ушла, на крыше этого здания осталась свинья килограммов 200. Нас было человек пять-шесть. Приехал погрузчик с ковшом, мы сделали уколы, чтобы усыпить, связали ей ноги, погрузили в этот ковш и отвезли на соседнюю ферму", — вспоминает Коновальчук одно из самых сильных впечатлений от спасения четвероногих.

Животные, добавляет он, в основном собаки, плавали в полной растерянности, многих сразу грузили в лодки. Некоторые с тех пор так и живут в новом приюте.

"Прапорщик Шачкова"

Приют для собак разместился на заброшенной скотоводческой ферме — ее территорию волонтерам передала местная администрация. Сейчас бывшие свинарники и коровники переоборудованы в вольеры, где содержится большинство постояльцев, — часть стерилизованных собак живет на самовыгуле, охраняя территорию фермы и обгоревшие каркасы уничтоженной при обстрелах техники. Всего в приюте около 175 животных. Единственный пес на цепи — Блэк, который сторожит шесть подаренных неравнодушными жителями поросят.

Ваш браузер не поддерживает видео

"Я однажды решила заглянуть в этот приют, когда получали гуманитарку. Принесла я свою баночку консервов за 100 рублей, думала, что это как-то поможет. А тут это как капля в море, даже в океане, — перекрикивая лай дворняг, рассказывает 71-летняя Вера Шачкова, которая каждый день приезжает сюда на велосипеде из соседней Тополевки, чтобы прибраться в вольерах и покормить питомцев. — Тут одни сумасшедшие только могут работать, нормальные люди — точно нет. Но это дорогого стоит. Потому что я нашла свою отдушину. Понимаете? Иначе со своим бытом, со своим домом я бы точно сошла с ума. Для меня здесь как рай".

До пенсии Вера Владимировна, которая родилась в Туле и уже полвека прожила в Тополевке, 30 лет работала в системе здравоохранения. Признается, что этот опыт также повлиял на решение стать добровольцем в приюте, так как его руководитель — Инна Нежинская — тоже выходец из медицинской сферы.

"Я увидела, что она такой же медик, как я. Разве это можно нам выдержать? Говорю: подставляю свое плечо, но, самое главное, без копейки денег. Это для меня принципиально и важно. Потому что за деньги и дурак поработает, а ты поработай бесплатно, каждый день по шесть-восемь часов. Как говорится, служу России, честь имею, прапорщик Шачкова!" — прикладывает пенсионерка ладонь к косынке.

Отсылка не случайна — российские военнослужащие тоже помогают приюту, постоянно присылая крупы и консервы. Вообще учреждение во многом держится именно на помощи неравнодушных людей: жители переводят деньги на закупку стройматериалов для обустройства территории, местные волонтеры за свой счет покупают куриные яйца для молодняка, благотворительные организации из других регионов России отправляют корм и лекарства. Так, в начале октября более 100 коробок с лекарствами передал севастопольский благотворительный фонд "Лапа помощи". Вакцины и корм — это то, что приюту нужно всегда.

Счастливые истории

"Я думаю, что с нашим появлением популяция собак в Новокаховском округе еще уменьшилась, потому что стерилизация идет не только у нас, но и в городе, — присоединяется к нам руководитель приюта Инна Нежинская. — В стерилизации городских собак участвуют люди "с материка", так что мы с ними действуем в одном направлении. В городе мы несколько десятков собак простерилизовали. Может показаться, что это немного, но если прикинуть, сколько каждая сука может принести за год щенят, это очень даже неплохо".

Сразу после затопления, вспоминает Нежинская, они начали собирать брошенных животных, снимать их с цепей, подбирать раненых с улиц, кто-то из хозяев привозил животных самостоятельно.

Сама Инна Евгеньевна по специальности фельдшер-акушер, по происхождению — уроженка Новой Каховки, по социальному статусу — мать трех девочек, а по итогам недавней атаки ВСУ — человек без крова. Последний факт она объясняет тем, что киевский режим мстит ей за пророссийскую позицию. Что, впрочем, не добавляет логики ударам с правобережья Днепра по приюту.

"Это наша сгоревшая техника (имеется в виду сельскохозяйственная техника Новой Каховки — прим. ТАСС), когда нас бомбили с той (украинской — прим. ТАСС) стороны. Здесь горело очень много техники, были страшные прилеты, разрушения", — прохаживается Нежинская среди искореженного металла и осколков снарядов. Говорит, если ферма вдруг снова попадет под обстрел ВСУ, она первым делом откроет вольеры, чтобы дать животным шанс спастись.

Ваш браузер не поддерживает видео

Впрочем, есть в истории приюта место и счастливым историям.

"Хочу рассказать об одной собачке из Новой Каховки — небольшая такса. Ее подобрали сбитой на нашем рынке. Она спинальница (такса получила повреждение позвоночника с параличом конечностей — прим. ТАСС), у нее задние конечности не работают, в туалет самостоятельно не ходит, она уже сточила, бедная, и лапки, и хвостик. Девочка ее спасла, привезла сюда. У нас нет никаких ветклиник, все, что мы смогли, мы сделали, я забрала ее домой на передержку, потом девочки-крымчанки забрали ее в Севастополь, там ее выхаживали. Потом она попала на передержку в Москву, долгий-долгий путь проделала, и сейчас она находится в Англии, в прекрасной семье, которая за ней смотрит, ее теперь зовут Цаца, у нее есть коляски, разные игрушки", — не скрывает радость хозяйка приюта.

Из-за того что в окрестностях нет профессиональной ветеринарной клиники, за помощью для своих или найденных животных в приют обращаются и жители окрестных сел. Недавно позвонили из-за двух лебедей — во время обстрела ВСУ пострадала самка, которая летела в клине на юг.

"В птицах я не особо, поэтому связывалась с девочками из Крыма, с орнитологами. Летели лебеди, попали под обстрел, самочка упала, и самец спикировал за ней во двор, к людям. У нее были повреждены лапки, и он ее принялся всячески оберегать, и вот люди за ними смотрят. Поэтому мы постоянно на ходу", — завершает экскурсию Нежинская. Медицинскую помощь в приюте оказывает приезжающий время от времени ветеринар, которому активно помогает дочь Нежинской Эвелина.

Сейчас на территории приюта ведется строительство более комфортабельных вольеров для животных, городские власти направляют строителей и стараются посильно выделять стройматериалы. "Моя основная задача, — говорит руководитель приюта, — остановить популяцию и обеспечить собакам достойное содержание. Я и все те, кто нам помогает, намерены для этого сделать все, что сможем".

Даниил Михайлов, Алексей Малашенко

Читать на tass.ru
Теги