11 ИЮЛ, 11:53

Дети - особенные, школы - прежние: смогут ли дети-инвалиды пойти 1 сентября в любую школу

С 1 сентября ребенка-инвалида обязана будет принять любая школа, которую выберут родители. Портал "Это Кавказ" проверил готовность к инклюзивному образованию школ Ставрополья. Выводы неутешительны

Новый российский образовательный стандарт вводит во всех школах страны инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями и особенностями развития. Теперь ребенок практически с любым диагнозом может учиться в любой общеобразовательной школе вместе со сверстниками, до сих пор же многим полагалось только индивидуальное обучение. Школу родители будут выбирать сами — по закону отказать им не имеют права.

Корреспондент портала «Это Кавказ» попыталась разобраться, насколько готовы к приему таких детей школы Ставропольского края, где в этом году только первоклассников из числа «особенных детей» будет около 750. Выяснилось, что дети и их родители сталкиваются со множеством проблем: это и невозможность передвигаться на инвалидной коляске даже в школах с лифтами и пандусами, и далеко не стопроцентная уверенность, что удастся попасть в нужную школу, и отсутствие информации, из-за чего люди могут попросту не знать о том, какие возможности есть у их ребенка.

Непроходимый пандус

- Мы обеспокоены тем, что только 20% школ имеют фрагменты безбарьерной среды, - говорит заведующая сектором специального образования и здоровьесберегающих технологий Министерства образования края Наталья Тимошенко. - В этом году добавятся еще четыре школы, будут размещены подъемники для колясок, но все это не быстро делается. Только в Ставрополе 44 школы, из них 9 оборудованы для колясочников, и они уже работают с инвалидами.

Мы все понимаем, что такое безбарьерная среда - это школа, в которую ребенок приехал на коляске и чувствует себя комфортно. И в столовую может попасть, и на все этажи, посетить туалетную комнату. Нам говорят, что в крае таких школ всего 39. Но это частично оборудованные школы. Идеальной ни одной нет

Александра Будяк Сопредседатель регионального штаба ОНФ

Едем проверять одну из оборудованных школ - 43-ю. Только что отстроенная. С пандусами. Тестировать безбарьерную среду будут два ребенка-колясочника.

Полина Аржановская пойдет в пятый класс, как раз в эту школу. У девочки редкое генетическое неизлечимое заболевание - спинальная мышечная атрофия. Развита по возрасту, но из-за болезни у нее мышечная слабость. До сих пор мама, Татьяна, возила ее через весь город в гимназию (а там еще на руках на второй этаж — лифтов нет), поэтому решили перевестись ближе к дому.

Дима Утин учится в 21-й школе, у него ДЦП. 1 сентября пойдет в седьмой класс. Родители Александр и Наталья рассказывают, что в их школе тоже нет безбарьерной среды, но переводиться пока не планируют - 21-я школа на хорошем счету, и Диме там нравится. Сюда приехали, только чтобы помочь нам провести тестирование.

Дети пытаются заехать по пандусам в здание школы, но самостоятельно сделать это не могут - мешает невысокий на первый взгляд порожек.

- Взрослый человек сможет преодолеть препятствие, ребенок же никак, - объясняет инвалид-колясочник Сергей Суров из поселка Радуга Новоалександровского района, вызвавшийся приехать и поучаствовать в тестировании.

Не готова на 100% даже лучшая школа

Родители Димы не зря никуда не хотят переводить сына из школы № 21. Три года назад она стала победителем всероссийского конкурса среди инклюзивных школ, проведенного при поддержке федерального Министерства образования и науки. Точнее, одним из двух победителей — вторым, конечно же, была московская школа. Если 21-я школа — одна из лучших в России, то для Ставрополя ее можно считать образцово-показательной. Но и тут готовность к новым стандартам не стопроцентная.

— У нас старое здание, никаких лифтов нет, — говорит директор школы Александр Кизима. И переходит к плюсам, которые, впрочем, только подчеркивают, с какими проблемами приходится сталкиваться школам. — Но у нас есть опытные преподаватели. Программа адаптирована, мы и с аутистическими особенностями берем, и с разными задержками развития. У нас и английский преподают, ни в чем дети не ущемлены. У меня сейчас лежат четыре заявления в первый класс от родителей деток с аутическими особенностями развития. Для них нужен отдельный кабинет. Чтобы где ребенок вечером стул оставил, там утром он и стоял точно так же. Двигать нельзя ничего…

Полный текст репортажа читайте на портале "Это Кавказ"
 

Читать на tass.ru