10 АВГ, 12:30

Территории святилищ Северной Осетии в 2017 году перейдут в собственность республики

Врио министра государственного имущества и земельных отношений республики Руслан Тедеев заявил, что сейчас большая их часть сдается в аренду частным лицам

ВЛАДИКАВКАЗ, 10 августа. /ТАСС/. Территории святилищ Северной Осетии, историко-архитектурные памятники и окружающая их природа, в 2017 году будут оформлены в республиканскую собственность. Об этом ТАСС сообщил врио министра государственного имущества и земельных отношений республики Руслан Тедеев.

"Работа по оформлению территорий в республиканскую собственность уже началась. В 2017 году на нее будет выделена определенная сумма и планируется ее завершение. Это очень нужное дело, так как со святилищами связана как история, так и будущее народа Осетии", - сказал Тедеев.

По его словам, работа ведется вместе с комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия республики. После официального оформления на территориях святилищ будет определена охранная зона, где будут невозможны постройки, вырубка деревьев и даже покос травы. Сейчас же они закреплены за администрациями местных самоуправлений и большая часть сдаются в аренду частным лицам.

Точное количество святилищ и время их появления неизвестно

Как рассказал ТАСС председатель комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Валерий Салбиев, в настоящее время пока не определен полный перечень святых мест. В списке комитета пока официально значится 135 святилищ.

"Это не точное количество. Почти каждый день наши сотрудники выезжают в горы для поиска новых объектов. Однако найти месторасположение многих уже не предоставляется возможным. Память о них осталась в устном народном творчестве - песнях, легендах. При этом многое все же удается найти. Поэтому говорить о точном перечне пока рано", - сказал Салбиев.

Из 135 выявленных святилищ 29 относятся к памятникам федерального значения, 24 - регионального.

О древности святых мест повествуют как записи в научных книгах, так и устное народное творчество. В основном, святилища датируются несколькими веками, так как и столетие, в которое они появилось невозможно с точностью определить. Так, святилище Авд Дзуар (в переводе с осетинского языка "семь святынь") находится на высоком склоне над одним из старинных селений Галиат. Оно представляет собой два каменных сооружения, ориентировочное время появления которых относится к VI и IX векам.

"Это памятник культуры федерального значения и за счет того, что в нем сохранены сооружения, можно было определить примерную дату появления. Но ведь у нас много святилищ, среди которых деревья, рощи и камни. Здесь уже сложно называть какие-то даты", - сказал Салбиев.

Осетинские святилища в основном сконцентрированы в горах. Согласно легендам, места их расположения связаны с различными природными явлениями (молниями, которые ударяли именно в этом месте; снегом, который выпал везде, кроме места будущего святилища и т.д.). Существует даже поговорка в народе, что "места святилищ сам Бог определил". В основе осетинской веры лежит единобожие, вместе с тем в почете находятся и божества (дауаги) - небесные и земные покровители.

Реком - святыня времен кобанской культуры

Понятие "святилище" не ограничивается каким-либо строением, в него входит и вся окружающая природа.

Так, в Цейском ущелье республики на высоте 1800 м над уровнем моря находится ценнейший историко-архитектурный памятник - святилище Реком ("солнечное ущелье" или "осетинское ущелье"). Он известен не только окружающей природной красотой (что тоже входит в понятие святого места), но и тем, что является единственным памятником деревянного зодчества на Северном Кавказе, поражающий своей самобытностью. Реком представляет собой деревянный сруб из бревен значительной толщины, построенный без единого гвоздя или металлического крепления. Двускатная крыша, поддерживаемая с обеих сторон живописными деревянными колоннами, резной работы фигуры, узорчатая металлическая дверь - все говорит о талантливости древних мастеров.

Время создания святилища Реком в большинстве исторических справок датируется периодом кобанской культуры. Существует также легенда о создании Рекома: "В древние времена Уастырджи (один из почитаемых божеств у осетин, покровитель мужчин и путников) решил выстроить для осетин святилище из бревен, которые бы никогда не подвергались гниению. Он приказал своим волам перевозить бревна через гору против Рекома, где ныне ледник. Арбы нагружались сами собою, и волы шли по назначенному пути. Сложив лес, волы вернулись к Уастырджи, а из бревен выстроился сам собою храм".

Служители святилищ сохранят их сакральность

С момента оформления в республиканскую собственность святилища не станут менее доступны для желающих попасть на их территорию. "По закону мы не можем запрещать вход на территорию памятника культуры. При этом, в случае со святилищами не стоит забывать о правилах поведения и национального этикета, которые нельзя никому нарушать. Их исполнение, впрочем, тоже не обяжешь по закону", - отмечают в комитете по охране и использованию объектов культурного наследия.

Разрешить данный вопрос способны служители святилищ ("дзуары лагта"). Они в этом году впервые объединились в Совет для координации работы по сохранения осетинской культуры и традиций.

"Совет служителей святилищ будет в частности, способствовать тому, чтобы на территории святых мест не нарушались правила поведения - не сквернословить, приходить с чистыми намерениями, в подобающей одежде и др. Они знакомят сейчас и будут знакомить с этим регламентом туристов и всех желающих пройти на территорию святилища", - рассказал ТАСС Батраз Кучиев - председатель общественного движения "Иудзинад", ставший инициатором создания совета.

По словам Кучиева, в перспективе на территории святилищ будут установлены информационные стенды с историей места и правилами поведения. Он отметил, что "святыни являются не только памятниками культуры, но и духовного наследия осетин, сакральность которых необходимо сохранить и передать без изменений потомкам".

Читать на tass.ru