Строим Крым: что сдерживает строительный бум на полуострове
Основная проблема, по мнению экспертов, - дорогая логистика
СИМФЕРОПОЛЬ, 5 октября. /ТАСС/. Дорогая логистика и проблемы с градостроительными документами не дают застройщикам работать на Крымском полуострове в полную силу, рассказали ТАСС опрошенные эксперты и представители власти.
Есть, куда стремиться
"Интеграция (в российское правовое поле - прим. ТАСС) дала толчок развитию строительной сферы в Крыму, пошла динамичная работа, мы стартовали с нуля, поэтому у нас есть рост объемов вводимого жилья, но нам еще есть куда стремиться", - рассказал ТАСС министр строительства и архитектуры Крыма Сергей Кононов. По его словам, за девять месяцев текущего года в республике было построено на 16,7% больше жилья, чем за аналогичный период прошлого года (до 158,5 тыс. кв. м).
Застройщики активно получают разрешения на новое многоэтажное строительство в Крыму: за два с половиной года их было выдано 157 (что позволит построить 1,101 млн кв. м жилья).
Есть положительная динамика и в Севастополе. Если в 2015 году департаментом архитектуры и градостроительства города было выдано 15 разрешений на строительство жилья, то с января по сентябрь 2016 года уже 22. "По сравнению с предыдущим годом, темпы строительства в городе увеличиваются", - рассказал представитель правительства Севастополя. Сейчас в городе строятся более 100 жилых домов.
Однако до строительного бума на полуострове далеко. И мешают этому, по мнению экспертов и властей, сразу несколько причин, среди которых отсутствие градостроительной документации и проблемы логистики.
Дорогая логистика
"Новое строительство в Крыму задерживается на два года и больше или вообще приостановлено из-за сложностей с логистикой стройматериалов. Их привозят с материковой части России. Стройка получается очень дорогая. Пока нет моста, как таковых строек не ведется", - заявила PR-специалист архитектурного бюро UNK-project (Москва) Татьяна Щербак.
Глава Минстроя Крыма Сергей Кононов согласен с экспертом: из-за перевозки стройматериалов через Керченскую переправу их стоимость возрастает в разы.
"Если мы завозим материалы через узкое горлышко парома со всеми накрутками и накладками, то цена возрастает в разы. При Украине, например, мы завозили песок, используемый при строительстве, из Херсонской области, и он стоил всего 20 гривен", - рассказал министр.
Местные стройкомпании нашли выход из ситуации: они пользуются преференциями свободной экономической зоны (СЭЗ), действующей в Крыму. "Как резиденты СЭЗ, мы можем покупать строительные материалы и оборудование без уплаты таможенных пошлин при условии, что эти импортные товары будут использованы на территории Крыма", - рассказал президент Группы компаний КСК (строит жилье в Крыму) Николай Шалимов.
Власти рассчитывают, что проблему дороговизны отдельных стройматериалов удастся решить уже в ближайшем будущем: инвесторы выказывают желание строить в регионе заводы по производству стройматериалов и налаживать разработку карьеров. А пока самим властям предстоит разобраться с другой проблемой - отсутствием градостроительных документов.
Нет генплана и земли
"Когда нет генеральных планов городов, о каких масштабных перспективах строительства можно говорить?" - задается вопросом министр строительства и архитектуры Крыма Сергей Кононов.
Он уверяет, что вопрос будет закрыт к концу 2017 года, когда завершится разработка градостроительной документации. В ФЦП по развитию Крыма и Севастополя на эти цели заложено 900 млн рублей.
В Севастополе остро стоит еще одна проблема - нехватка земли для комплексной застройки, заявил ТАСС заместитель начальника управления выдачи разрешительной документации и ценообразования в строительстве севастопольского департамента архитектуры и градостроительства Владимир Химич.
"При Украине многие земли были переданы застройщикам, в городе велась хаотичная застройка. Часто можно видеть ситуацию, когда рядом с многоквартирным домом находятся участки с индивидуальными постройками. Иными словами, при отсутствии места для строительства вряд ли стоит ожидать строительного бума в Севастополе", - считает собеседник агентства.
Ждать нельзя строить
Однако, не смотря на все трудности, Крым остается привлекательным для девелоперов. Некоторые стройкомпании приезжают сюда даже с материковой России. Например, компания из соседнего Краснодарского края - "Краснодар Сити" - рассчитывает за полтора года возвести на полуострове порядка 600 квартир в семиэтажных домах.
"Это жилье, мы думаем, будет востребовано", - считает гендиректор стройкомпании Андрей Сигидин. "Единственное, конечно, на текущий момент сложить мнение по себестоимости строительства достаточно сложно, потому что практически все стройматериалы придется везти с материка", - говорит Сигидин. Но, по его словам, жилье будет доступным по цене для жителей полуострова.
Сферой строительства, несмотря на санкции, интересуются также и иностранные инвесторы.
"Например, с иранцами мы оговаривали вопрос поставки строительных материалов, китайцы высказывали интерес к высотному строительству, строительству небоскребов. Но это пока проекты на этапе проработки, ничего еще не дошло до конкретной стадии - выдачи разрешения на строительство", - рассказал министр Кононов.
По его данным, иностранные инвесторы уже работают в Крыму в части поставки строительных материалов, но с учетом наложенных на полуостров санкций просят не афишировать их.
Эксперт из агентства недвижимости Realty Consulting Владимир Рябчинский полагает, что после ввода Керченского моста на полуостров могут зайти гораздо больше не боящихся санкций строительных компаний с материка, и они будут создавать конкуренцию.