10 ДЕК, 11:05

Кубачи против масскульта: как дагестанские ювелиры развивают древнее искусство

Дагестанское село Кубачи на протяжении столетий известно мастерами-ювелирами. Корреспондент ТАСС встретился с молодым мастером, пытаясь разгадать династические секреты

Сегодня мастерам из Кубачи приходится вести неравную борьбу с массовым заводским продуктом, но художники, воплощающие свои идеи в серебре, сохраняют свое искусство. Корреспондент ТАСС встретился с молодым мастером, продолжающим традиции кубачинцев, и выяснил, чем ювелир отличается от художника и что находят кавказские мастера в работах европейцев.

Кинжал для императора

Короткие серебряные полоски на столе в вооруженных пинцетом ловких руках мастера превращаются в завитки, которые тут же занимают место в согнутой из серебряной же полоски фигурной раме. За полчаса внутри пустой рамы будто расцветает какое-то диковинное растение — десятки серебряных завитков становятся стеблями, листьями и лепестками цветов. Несколько часов работы, и серебряные полоски превращаются в замысловатые ажурные серьги.

"Я сейчас быстро делаю и не очень аккуратно, просто чтобы вам показать, как работа выглядит. Обычно это занимает гораздо больше времени", — художник-ювелир Ильяс Шахаев скромно улыбается.

Ильясу нет и 30 лет, но он — представитель старинной династии мастеров из дагестанского села Кубачи, где серебро начали добывать еще древние греки, а собственное ювелирное искусство развивается сотни лет.

Когда на Кавказ приезжал император Николай II, известный местный мастер — прадедушка Ильяса — подарил царю парадный набор: шашку и кинжал в богато украшенных ножнах, а также пояс к ним. Судьба подарка была неизвестна до тех пор, пока почти через 100 лет дядя Ильяса, живущий в Нью-Йорке, не обнаружил набор в качестве лота на аукционе "Сотбис". Как изделие дагестанского мастера попало туда, выяснить не удалось.

"Сам я с раннего детства этим увлекался, работал самостоятельно, — рассказывает Ильяс. — Отца дома не было, я брал у него какие-то заготовки, портил, сжигал. Отец их потом искал. Но я всегда любил не спрашивать, а делать сам".

Впервые свои изделия Ильяс показал в возрасте 13 лет на национальной выставке, где удостоился почетного диплома. Дальнейший путь был предопределен — Дагестанское художественное училище, художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического университета, магистратура. Ильяс стремился стать не ремесленником, а художником.

Дагестан как украшение

"Ювелиром можно назвать и того, кто шлифует камень, и того, кто закрепляет его в оправе. И тот, кто изделие собрал, тоже ювелир. Но художник-ювелир — это тот, кто изделие придумал и сделал его от начала до конца. Это авторская работа", — поясняет Ильяс.

Авторские работы он любовно достает из футляров — браслеты, кольца, серьги. Бирюза, гранат, сердолик и другие камни в обрамлении серебра. Облику украшений на Кавказе придают большое значение. Так, например, незамужним девушкам традиционно положены узкие браслеты, а после свадьбы браслет становится шире, объясняет Ильяс.

Традиции, впрочем, не препятствие для нововведений. Для настоящего художника главная задача — не копировать чужие работы, а придумывать нечто свое, неповторимое. Можно взять общий фасон, но его необходимо изменить. Это важно в том числе и для того, чтобы автор работы, давшей художнику вдохновение, понял, что коллега хотел прежде всего приобрести что-то для себя, говорит мастер.

"Я, например, сделал браслет "Дагестан". В нашей республике есть и Кавказские горы, и Каспийское море. И я это отобразил в браслете: с одной стороны в нем стилизованные горные вершины, с другой — морские волны", — рассказывает Ильяс.

Браслет на одной из выставок изделий народных мастеров особо отметил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов как украшение, прекрасно характеризующее республику.

Серебряные "девятки"

Чтобы создать браслет уровня "Дагестана", ювелиру требуется несколько недель. Традиционно кубачинские мастера работают только с серебром, и основой для любого изделия становится серебряный слиток. Из него изготавливается пластина, если она нужна, а также полосы и нити, которые и формируют филигранные украшения. Серебро сравнительно легко поддается обработке и, будучи драгоценным металлом, высоко ценится.

Под каждую работу необходимо подбирать пробу серебра, толщину элементов и еще множество параметров. Это важно с инженерной точки зрения, чтобы изделие не деформировалось в дальнейшем. В случае с украшениями кубачинских мастеров, в которых обычно много различных составляющих, это особенно сложно.

"Каждый элемент делается вручную. Взять завитки, которые нужны для заполнения формы и создают узор внутри нее. Такие, похожие на стебли растений, мы называем "девятками" — если он один лежит, по форме как цифра 9. А вместе они создают какую-то композицию, и каждый должен быть своего размера — иначе он или выпадет из основы, или не войдет в нее", — рассказывает художник.

"Девяток" он отработанными движениями делает сразу десятка два, и на непосвященный взгляд большинство из них абсолютно одинаковы. Ильяс, однако, их не путает, и аккуратно вставляет каждую на свое место так, что "девятки" и впрямь становятся похожи на стебли, склонившиеся под тяжестью цветочных бутонов.

Окончательно закрепляются элементы с помощью припоя. После термической обработки расплавившийся припой надежно связывает все детали, и изделие остается только почистить и отполировать. Еще серебро можно покрыть позолотой, и это достаточно распространенная практика, отмечает Ильяс.

Кубачи против Китая

Работа кубачинского мастера — процесс долгий и трудоемкий, и стоимость изделий соответствующая. Серьги, сделанные Ильясом, обойдутся в сумму около 4 тыс. рублей, массивный браслет будет стоить от 20 тыс. рублей.

Сейчас, однако, работать сложно, сетует мастер. Кавказским ювелирам приходится конкурировать с массовыми изделиями из Турции и Китая. "Если ты хочешь показать себя, нужно делать авторские работы. А если ты делаешь авторские работы, сложно конкурировать с теми, кто делает "на массовку". Времени уходит много, а нужно еще на что-то жить", — говорит Ильяс.

Впрочем, свой заказчик для эксклюзивных работ находится. Людям приятно носить украшения, которых нет и не будет больше ни у кого — в точности повторять свои работы для художника тоже нерационально, отмечает Ильяс.

Сейчас он занят формированием портфолио — чтобы вступить в Союз художников, нужно показать не менее 30 достойных авторских работ. Их создание требует времени, серьезных вложений в сырье. Можно было пойти другим путем, и делать на продажу много мелких изделий, говорит Ильяс, но ему это не близко.

"Меня сейчас вдохновляют работы в европейском стиле, — делится планами ювелир. — Они не похожи на наши, там больше тяготеют к минимализму. И я хочу сделать коллекцию, комплект — серьги, кольцо, пояс, браслет, в которой можно было бы совместить это, чтобы там был и минимализм, и наши национальные мотивы".

 

Читать на tass.ru