Забытая красота: как хотят увековечить один из знаменитых брендов
Глыбу многоцветной орской яшмы, которой отделывались московское метро и Мавзолей, хотят установить в Оренбурге
В центре Оренбурга ученые и мастера по камню предлагают установить на постаменте глыбу из знаменитой орской яшмы. Так они намерены увековечить бренд Оренбургской области наряду с пуховым платком и золотыми оленями из курганов. Некогда популярный поделочный камень мирового значения небывалой красоты, прославившийся своим многоцветьем, сегодня незаслуженно забыт.
На горе Полковник
Самая удивительная поделочная яшма находится на горе Полковник под городом Орском Оренбургской области. Яшму начали добывать здесь более 200 лет назад. Добывали и увозили на обработку на фабрику в Екатеринбург, собственного завода здесь не было.
Русский минералог академик Александр Ферсман назвал яшму священным камнем и в описании ее использовал весьма поэтические выражения: "как будто таинственные крылья птиц, снятых со сказочных картин Врубеля", а гору Полковник назвал "самым замечательным в мире месторождением пестроцветной яшмы". У камня здесь находят более 300 различных оттенков.
— Это самое красивое и пейзажное место яшмы под Орском, камню не надо ничего добавлять — сама картина скажет. В разрезе камня раскрывается рисунок, — рассказал корреспонденту ТАСС известный оренбургский художник, мастер по яшме Владимир Половов, удостоенный два года назад золотой медали "За вклад в отечественную культуру".
По его словам, надо установить памятный знак яшме в Оренбурге, чтобы все могли увидеть знаменитый и позабытый поделочный камень. В центре города стоит "Золотой олень" — скульптура в память о находках в знаменитых Филипповских курганах, а вот яшмы нигде нет.
— Можно поставить на постамент большую глыбу яшмы размером более полутора метров, отшлифованную, с разрезом, в котором будет видна удивительная природная красота камня, — считает художник.
Петухи и слоны
Владимир Половов более 15 лет проработал на предприятии "Газпрома" в Оренбурге в должности художника. Там у него была открыта мастерская, в которой он занимался обработкой камней, в основном орской яшмы. Под его начальством в конце 1970-х — начале 1980-х в мастерской работали около десяти мастеров.
Специальные станки для камнерезного дела были изготовлены на заводе по его эскизам, подсмотренным в проспектах на московской промышленной выставке у японцев. Мастера работали по заказам "Газпрома" — часто заказывались эксклюзивные вещи для известных людей.
К примеру, для подарка Людмиле Зыкиной художник Владимир Половов изготовил "Аленький цветочек" из змеевика, Мстиславу Ростроповичу — слоненка из яшмы, офтальмологу Святославу Федорову — стальной нож с рукояткой в виде петуха из яшмы. Впоследствии нож был подарен послу из Франции, уж очень он ему приглянулся.
— Я сам придумывал и исполнял все эксклюзивные заказы, яшма — это очень твердый материал, с ним сложно работать, — поделился художник.
После ухода с предприятия Половов работал с камнем в собственной мастерской. Из-под рук мастера выходили удивительные и неповторимые изделия из яшмы: картины-мозаики, вазы, настольные гарнитуры под письменные приборы, шкатулки, ювелирные украшения и многое другое.
Портреты и картины
На Всемирной выставке в 1937 году в Париже Гран-при получила карта-панно Советского Союза площадью более 26 м2, выполненная в мозаичной технике из драгоценных камней отечественного происхождения, в основном из яшмы. В мозаике каменные пластины были подобраны так, что рисунок полностью воспроизводит физико-географическую карту Советского Союза. Панно выполнено ленинградским трестом "Русские самоцветы", сейчас уникальное изделие хранится в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее в Санкт-Петербурге.
Это один из брендов Оренбургской области, наше достояние, которое мы не используем должным образом. Карьер по добыче яшмы был долгое время заброшен, а сейчас разрабатывается частной компанией
Техникой обработки яшмы много лет назад овладел самобытный мастер Сансызбай Буркутбаев из Орска, создавший много портретов известных людей. Портрет Александра Суворова хранится в Военно-историческом музее в Москве, портреты президентов Казахстана, Татарстана и Башкортостана — в их личных коллекциях. Он же создавал яшмовые портреты Мстислава Ростроповича и Виктора Черномырдина.
Геологическая аллея
— Это один из брендов Оренбургской области, наше достояние, которое мы не используем должным образом. Карьер по добыче яшмы был долгое время заброшен, а сейчас разрабатывается частной компанией, — сказал вице-президент Русского географического общества, директор Института степи УРО РАН Александр Чибилев.
По его словам, в яшмовом поясе Урала орская яшма самая живописная и природная. Отделение Русского географического общества в Орске предлагало создать памятник яшме, но воз и ныне там.
— В воздухе витает идея о создании геологической аллеи под открытым небом в Оренбурге, где орская яшма будет занимать видное место. Геологические ресурсы Оренбургской области находятся на третьем месте в России, — говорит Чибилев.
Орская яшма представлена в Горном институте Москвы, ее лучшие образцы — в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, в частности изделия из нее хранятся в Эрмитаже. Камень использовался при строительстве Мавзолея Ленина и станций Московского метрополитена, в частности "Маяковской".
— В Оренбурге же нет ничего, это несправедливо, — считает ученый.
В воздухе витает идея о создании геологической аллеи под открытым небом в Оренбурге, где орская яшма будет занимать видное место. Геологические ресурсы Оренбургской области находятся на третьем месте в России
По данным Управления по недропользованию по Оренбургской области, в настоящее время добычей яшмы в Орске занимается производственная компания "Оптимальный ресурс" из Санкт-Петербурга, которой выдана лицензия сроком до 2031 года. Добыча камня ведется из карьера в летнее время и в небольших объемах.