Универсальный учитель: кто такие мобильные педагоги и для чего они нужны
Словесник Вера Бухгольц в этом году впервые в жизни сядет за руль, чтобы стать по-настоящему универсальным учителем. ТАСС выяснил, где, кого и как будут учить "мобильные педагоги"
Томская область — один из первых регионов России, в котором в 2016 году запустили проект "Мобильный учитель". В проект сразу включились семь районов, было закуплено семь автомобилей. Благодаря этому педагоги смогут вести уроки в 18 труднодоступных школах области. В 2017 году для проекта закупят еще семь машин. Суть проекта в том, что "мобильные учителя", передвигаясь на служебном транспорте, смогут вести уроки сразу в нескольких школах, где не хватает педагогов.
Школы малого формата
Село Новоархангельское. Подъезжаем на новенькой Lada Vesta, на днях приобретенной для проекта администрацией Томского района. За рулем учитель технологии и механик Турунтаевской школы Олег Шавердин — Вера Эдуардовна пока не водит машину.
Входим в школу. Учеников здесь мало: в одиннадцатом классе — один, в первом — трое. В одном из кабинетов первоклашки и четвероклассники учатся одновременно, сидя за партами в параллельных рядах.
— Здравствуйте. Меня зовут Вера Эдуардовна.
Четвероклашек сейчас нет, первоклашки рисуют. Педагог знакомится с детьми, расспрашивает, чем они занимаются и что любят делать.
— Тебе нравится ходить в школу?
— Нет.
— А почему?
— Потому что рано вставать.
— Хорошо, будем проблему решать, чтобы тебе нравилось в школу ходить, — уверенно говорит Вера Эдуардовна.
Она спрашивает у ребят, что такое дружба. В ответ — тишина. Тогда учитель начинает рассказывать сказку про цветок незабудку: как ей было грустно и одиноко на поляне среди других цветов, пока она была похожа на обыкновенную траву и не расцвела после дождя.
Дети становятся заметно активнее. На вопрос "а вы знаете, кто такой кузнечик?" отвечают, что видели его, рассказывают, что он зеленого цвета, а девочка побойчее тут же вспомнила, что видела и "красного большого кузнечика". Все знают, что насекомое "умеет высоко прыгать". А вот с незабудкой первоклашки не знакомы. Преподаватель объясняет, что это за цветок, и говорит, что все люди, как цветы, разные, но, несмотря на это, они дружат.
— А что это значит — дружат?
— Играют, ходят в гости…
— И мы с вами будем встречаться и дружить, еще подружимся с вашими родителями. Расскажите, что к вам приехала учительница из Турунтаево, которая хочет со всеми дружить, — заключает Вера Эдуардовна, а затем под пальчиковую разминку мы покидаем класс.
Несмотря на то, что основная педагогическая специальность Веры Бухгольц — учитель английского и немецкого языков, она заинтересовалась психологией и окончила магистратуру, став дипломированным педагогом-психологом, который может работать с детьми с ограниченными возможностями в обучении (ОВЗ).
Основной учитель первоклашек — Елена Мокроносова — работает в Новоархангельской школе 25 лет. Говорит, что учит уже второе поколение — детей своих первых учеников. Помощи нового педагога, приехавшего из соседнего села, рада.
— Они "невыездные", домашние, поэтому всех новых людей так воспринимают: сначала молчат, присматриваются и только потом начинают общаться. От работы "мобильного психолога" впечатление хорошее — дети пошли на контакт, а это главное, — делится она. — Такие занятия очень нужны. Мы далеко, к нам специалисты приезжают редко. И мы рады любому, кто поможет в обучении. Такие специалисты раскрепостят, может, у кого-то из ребят есть талант, и он проявится обязательно.
Вера Эдуардовна первой встречей тоже удовлетворена:
— Хорошие детки, маленькие. Я люблю их. Открылись, для первой встречи многое рассказали.
— У меня все дети артистами почему-то получаются. Сколько бы я ни набирала классы — ребятишки выступают в школе, в клубе. Даже если не успешен в учебе, может быть прекрасным артистом. Споют, спляшут, стихотворение расскажут, — замечает классный руководитель. — У нас все по-доброму, по-домашнему.
И филология, и психология
Психологу хватило всего 20 минут, чтобы почти полностью "разглядеть" своих новых подопечных. Достаточно было взглянуть, как они рисуют, говорит Вера Эдуардовна.
— В этом возрасте ребенок должен прорисовывать кисти, пальчики, лица. Если люди на рисунке держат друг друга за руки, значит, в семье есть сплоченность, традиции. Проективные методики в психологии говорят о многом, — поясняет она.
В шесть лет Вера с родителями приехала в Турунтаево из Казахстана, здесь и осталась. Уже 27 лет работает в школе, которую когда-то окончила, из них 15 лет — заместителем директора по воспитательной работе.
— Знаю всех детей, многих родителей, некоторые из них — мои ученики, — рассказывает она. На вопрос, когда определилась с профессией, отвечает, что настолько полюбила свою первую учительницу, что уже в семь лет поняла, кем станет.
За эти годы Вере Бухгольц ни разу не пришло в голову покинуть малую родину:
— Я себя видела здесь, на своем месте, мне нравилось, и я, закончив в Томске факультет иностранных языков педвуза, вернулась сюда. Даже мысли иной не было.
Не повлияло на ее решение даже то, что с семьей приходится жить в разлуке.
— Дочь живет в городе. Муж у меня городской — и живет там, и работает. Вот такой у нас брак, — шутит педагог. — У меня есть все возможности уехать хоть завтра в город, но стремления такого нет. Да и зачем? У меня здесь работа, хозяйство, я люблю огород, цветы.
Школа в селе — своего рода эпицентр жизни, и Вера Эдуардовна пользуется безусловным авторитетом.
— Родители принимают, прислушиваются, приходят советоваться. Вообще у нас в школе хорошие родители, проблем с ними нет. Я им помогаю, они доверяют.
У особых детей — потребности особые
Год назад Вера Бухгольц посетила курс по работе с детьми с особыми потребностями в обучении, после чего и загорелась идеей стать профессиональным учителем-психологом.
— Стало много детей с логопедическими проблемами, а от этого многое идет — они не пишут, не читают. Дети с задержкой психического развития или дети с легкой умственной отсталостью требуют вмешательства команды специалистов для их сопровождения. Это должны быть дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, причем специальной психологии, — говорит она.
По ее словам, федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы психологи работали с детьми начиная с первого класса. Так Вера Эдуардовна и стала "универсальным солдатом", готовым прийти на помощь любому ребенку и его семье, если это потребуется.
— У меня есть желание помогать детям с особыми потребностями в обучении: это и дети группы риска, и дети одаренные — у них тоже есть риски в обучении, и дети, которые просто неуспешны, — поясняет педагог.
Задача педагога, поясняет директор Турунтаевской школы Евгений Белоногов, — стать помощником для всех участников образовательного процесса.
— Этот проект позволяет нам дать возможность адаптировать детей с ОВЗ начиная с первого класса, чтобы они чувствовали себя комфортно, были успешными в дальнейшем. Важно помочь преподавателям, которые работают в этих классах, разработать индивидуальную траекторию развития ребенка, — поясняет директор.
— Самое главное — помочь. Ни в коем случае нельзя ставить диагнозы. Мы не имеем на это права, мы не врачи, — добавляет он и приводит пример: только в его школе каждый четвертый ученик нуждается в особенном подходе, но благодаря грамотно выстроенной работе многие ребята те же выпускные экзамены сдают на общих основаниях, хотя у них есть право выбора.
Учитель-универсал
На "попечении" Турунтаевской школы еще две. До Новоархангельской — 10 километров, до Новорождественской — все 35. Своих профильных педагогов там нет, ездить ежедневно сложно и накладно. Именно для таких ситуаций и создан региональный проект "Мобильный учитель".
— На базе нашей школы мы решили в рамках программы "Мобильный учитель" открыть психолого-педагогическое направление — получается "мобильный психолог", — поясняет Евгений Белоногов, который отправляет Веру Эдуардовну в путь — в Новоархангельское.
— Машина сильно упростит мою работу. Я смогу в любой из школ находиться столько, сколько потребуется, заниматься с детьми, проводить консультации с родителями. Когда я буду сама за рулем, я не буду ничем ограничена, — делится учительница и добавляет, что к "машинкам" относится хорошо.
Летом Вера собирается учиться "на права" и уверена, что в следующем учебном году к подопечным поедет уже самостоятельно.
Олег Михайлович Шавердин, который возит Веру сейчас, в школе работает 14 лет, с машинами на ты. До этого был главным инженером местного совхоза.
— Я учил много лет школьников на трактористов. Потом это заглохло, сейчас пытаемся восстановить, — делится он мечтой. — Я выпустил в прошлом году одну группу по просьбе руководителей местных сельхозпредприятий, которым не хватает кадров. Хотим совместно с аграрным лицеем возобновить курсы детей 10–11-х классов, чтобы получили на выходе удостоверения механизаторов в комплекте с аттестатами.
— Мы вместе учились в школе. Когда-то давно Олег Михайлович был свидетелем на моей свадьбе, — поясняет Вера Эдуардовна. — Всю жизнь работаем вместе. Он рад за нашу школу, новый проект. И тоже мечтает стать "мобильным учителем".
— Он у вас универсал: и водитель, и преподаватель, и на все руки мастер?
— А у нас в деревнях все универсальные учителя: не по одному предмету ведут, — отвечает она.
Дополнительное образование
Многие и правда тут универсалы. Например, Евгений Белоногов: 38 лет, живет в Новоархангельском, преподает там математику, а в "своей" Турунтаевской школе — изобразительное искусство. На наше удивление по поводу такого сочетания удивляется в ответ:
— На уроках рисования как раз математические способности детей проявляются. Элементарные вещи, которые мы изображаем, строятся на геометрических фигурах.
Учитель-универсал, говорит он, на селе актуален в условиях нехватки кадров. Например, средний возраст преподавательского состава в Турунтаевской школе — 52 года. Пока в школе кадровый вопрос на 100% закрыт, но некоторые работающие педагоги уже на пенсии. В связи с этим в школе возлагают большие надежды на проект по повышению мобильности учителей.
— Мы не можем быть уверены, что на следующий год в какой-то школе не возникнет проблема в учителе. Кто-то на пенсию уйдет или место жительства сменит. А так благодаря проекту можно хоть как-то решить этот вопрос. Не кардинально, но частично, — считает он.
А еще он надеется на возрождение села — что в деревне станет больше работы, появится сельский клуб. В образовании, говорит Евгений Юрьевич, грань между городскими и сельскими школами начинает стираться: появился интернет, есть возможность проводить вебинары.
— Наша школа в этом плане хорошо оснащена, большая пропускная способность интернета. Плюс мы постоянно вывозим детей на олимпиаду в город, на конкурсы, чтобы чувствовали себя более раскрепощенно, — перечисляет он.
В школе стараются задействовать всех детей во внеурочное время, раскрывать таланты, несмотря на отсутствие педагогов дополнительного образования.
— Мы выходим из ситуации, сотрудничая с другими образовательными учреждениями. Преподаватели дополнительного образования приезжают к нам, устраивают мастер-классы. И сразу мотивация растет, — поясняет он.
Здесь стараются сделать все, чтобы из их стен вышли, как говорит Вера Бухгольц, "хорошие люди":
— Все мои дети стали хорошими людьми, все успешные. Есть несколько предпринимателей: высот не достигли, но, может, им это не важно и не нужно. Я знаю одно — за все эти годы они меня нигде не подвели, состоялись как люди. Это главное.