Телемедицина: развитие вопреки и панацея для Арктики
Основная сложность оказания телемедицинских услуг в России заключается в том, что формально консультировать пациента на расстоянии нельзя
МОСКВА, 9 апреля. /ТАСС/. Развитие телемедицины в настоящее время затрудняется не из-за отсутствия технологий, а из-за своеобразного правового вакуума и отсутствия законодательного регулирования при оказании подобных услуг. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС эксперты.
Ранее в послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин назвал повсеместное внедрение телемедицины одним из приоритетов в здравоохранении на 2017 год. Большинство экспертов сходятся в том, что современные технологии крайне важны, особенно для развития Арктики. При этом они подчеркивают, что действующая система оказания помощи людям на Русском Севере имеет свою специфику и сложно вписывается в стандарты и правила, прописанные в российском законодательстве.
Закон без границ
Основная сложность оказания телемедицинских услуг в России заключается в том, что формально консультировать пациента на расстоянии нельзя. Министр здравоохранения Архангельской области Антон Карпунов пояснил, что по существующему законодательству "телемедицинское консультирование в учреждениях здравоохранения осуществляется по системе "врач - врач". "Это значит, что вопросы о дальнейшей тактике наблюдения и лечения пациента решаются между двумя специалистами. Например, между врачом центральной районной больницы и специалистом крупной многопрофильной больницы", - сказал он ТАСС.
Консультация врачом пациента дистанционно ставит вопрос о дальнейшей ответственности за принятые решения и лечение. Заведующая кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы Северного государственного медицинского университета (СГМУ), доктор медицинских наук профессор Лариса Меньшикова полагает, что необходимо аккуратно подойти к вопросу легализации дистанционных медицинских услуг, поскольку он затрагивает такой важный момент, как ответственность врача перед пациентом. "Есть законопроект по телемедицине, который предполагает узаконить консультации "пациент - врач", но здесь очень много юридических вопросов. Врач же будет нести ответственность за пациента, которого он, получается, не видел", - говорит эксперт.
Фактически сейчас существует правовой вакуум, который не позволяет дистанционно оказывать медицинские услуги пациенту с применением телемедицинских технологий, разрешить это должен закон, который в мае прошлого года был внесен в Госдуму. Как отмечают авторы законопроекта, использование новейших телемедицинских технологий "существенно повышает качество диагностики и мониторинга здоровья граждан" и, как следствие, работает на повышение качества жизни граждан. "Однако для того чтобы обеспечить расширение использования возможностей телемедицины при оказании медицинской помощи со стороны государства, необходимо обеспечить регулирование использования современных технологий в медицине", - отмечается в пояснительной записке к документу, размещенной на сайте Госдумы.
Говорится, что законопроектом устанавливается возможность оказания медицинской услуги с применением телемедицинских технологий, при этом за пациентом оставляют выбор: он соглашается или отказывается от помощи и диагностики с применением телемедицинских технологий.
Необъятный край
В ходе недавнего форума "Арктика - территория диалога" в Архангельске эксперты говорили о том, что необходимо учитывать особенности жизни на крайнем Севере. "Арктика имеет такие отличительные особенности, что ни стандарты, ни положения об организации медицинской помощи, действующие в Российской Федерации, не будут эффективными и требуют доработки с участием ученых", - отмечал руководитель научного направления организации здравоохранения и медицины окружающей среды в НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды Минздрава РФ Игорь Бобровницкий, выступая на форуме.
Зачастую чтобы осмотреть пациента, врачам приходится проделать путь в несколько десятков, а то и сотен километров. "Самым острым вопросом, на наш взгляд, остается проблема оказания квалифицированной медицинской помощи, не только в сельской местности, метеостанциях, нефтегазовых месторождениях и коренным народам, включая кочующее население, но и в городах и поселках Арктической зоны", - говорит заведующий кафедрой информационных и интернет-технологий в здравоохранении Первого МГМУ им. Сеченова Георгий Лебедев.
В Ненецком автономном округе единственным многопрофильным учреждением является ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница". "Такая особенность характерна и для других регионов Арктической зоны, острый дефицит кадров и большой коэффициент совместительства не позволяет в полной мере оказывать квалифицированную медицинскую помощь обслуживаемому населению", - добавил Лебедев. По его словам, тяжелее всего ситуация обстоит в населенных пунктах, куда сложно добраться.
"Единственное постоянно действующее сообщение - это авиа. Расходы на санавиацию, по меркам бюджета и населения региона, достаточно большие", - добавил он.
С ним согласна и заведующая кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы Северного государственного медицинского университета (СГМУ), доктор медицинских наук, профессор Лариса Меньшикова. Масштабы территории, отсутствие фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) представляют основную сложность при оказании медицинских услуг в Арктике. Например, в Архангельской области существует более 4 тыс. населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек. "По всем нормативам в таком населенном пункте не можем организовать даже не фельдшерско-акушерский пункт, а даже фельдшерский пункт, это возможно только там, где население превышает 100 человек", - отмечает Меньшикова.
Телемедицина покоряет Север
Фактически с принятием закона произойдет легализация телемедицины как таковой, считает председатель совета Института развития интернета (ИРИ), советник президента РФ по интернету Герман Клименко. "Мы все занимаемся телемедициной. Первое, что он (закон) сделает, - это легализует сам процесс", - сообщал он ранее ТАСС.
Это подтверждает Лариса Меньшикова, которая рассказывает, что в Архангельской области дистанционное оказание медпомощи развивается с 1995 года. Сегодня телемедицинские студии есть во всех районах области. "Кроме того, недавно создан центр телемедицины на базе Первой городской клинической больницы для консультирования больных с инсультом", - говорит Меньшикова.
В самом малонаселенном регионе страны с численностью населения около 44 тысяч человек, в Ненецком автономном округе, ежегодно с применением телемедицины осуществляется более 1000 консультаций жителям, треть которых проживает в труднодоступных поселениях. В январе текущего года в регионе стартовал также российско-норвежский проект "Инновационные технологии для улучшения качества жизни на Крайнем Севере", рассчитанный на три года. Как отметили в пресс-службе администрации НАО, задача российской стороны - развитие навыков медиков в дистанционной работе, предотвращение связанных с образом жизни северян заболеваний и осложнений, а также подключение к телемедицинской сети 8 наиболее удаленных ФАПов. В настоящее время телемедицинские комплексы работают в участковых больницах и амбулаториях.
В Красноярском крае, где также есть труднодоступные районы и поселения, действует целый ряд проектов, связанных с телемедициной и дистанционным консультированием. Пилотным проектом стало создание в краевой больнице Центра дистанционного ЭГК-консультирования, куда сегодня поступают кардиограммы из всех медицинских организаций, в первую очередь со скорой медицинской помощи. За сутки центр принимает до 200 ЭКГ. "Также в крае внедряется рентген-консультирование, где так же, как в ЭКГ, осуществляется не только описание снимков, но и консультации по дальнейшей тактике ведения пациентов", - пояснили ТАСС в Министерстве здравоохранения Красноярского края.
Телемедицина невозможна без подключения к скоростному Интернету больниц и поликлиник страны. На решение этой задачи президент РФ Владимир Путин дал два года.
"Мобильная" медицина
Эта проблема достаточно актуальна для арктических зон Якутии, где есть все предпосылки для развития современных коммуникационных технологий. "Каналы связи не позволяют в полной мере использовать телемедицину в отдаленных районах. Она обеспечивается только в центральных районах и крупных городах: Нерюнгри, Мирный, Якутск. Поэтому запускаем спутниковое оборудование для передачи информации в отдаленные районы", - сообщил ТАСС первый замминистра здравоохранения республики Олег Припузов.
По информации Минсвязи Якутии, к оптоволоконным линиям связи сейчас подключены 72 населенных пункта, где проживает более половины (59%) населения республики. К 2019 году планируется подключить 120 населенных пунктов с охватом 75,3% населения (720 тыс. человек), при этом цена технического прогресса в регионе значительно выше среднероссийской: на севере, где доступ в Интернет обеспечивается посредством спутников, стоимость безлимитного Интернета достигает 10-15 тыс. рублей в месяц в зависимости от тарифа. В Якутске тарифы варьируются от 850 до 2,4 тыс. рублей.
Участвовать в становлении телемедицинских технологий сегодня готовы не только врачи, но и сотовые операторы. Так, МТС и федеральная сеть частных клиник "Медси" планируют запустить новый онлайн-сервис, с помощью которого пользователи смогут на расстоянии проконсультироваться с врачами разного профиля, общий штат которых насчитывает 2 тысячи человек. Дату релиза разработчики не раскрывают, но обещают, что это будет самый масштабный комплексный телемедицинский проект.
Между тем, до принятия закона о телемедицине данный проект не сможет быть реализован в полной мере. "До его принятия консультации в рамках сервиса МТС будут носить лишь рекомендательный характер: врач сможет предложить пройти дополнительное обследование или обсудить ранее сделанные назначения", - рассказал ТАСС пресс-секретарь группы МТС, руководитель федеральной пресс-службы Дмитрий Солодовников.
Весной 2016 г. в Госдуму внесен законопроект о телемедицине, разработанный на площадке института с участием Фонда развития интернет-инициатив, компании "Яндекс" и замглавы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Людмилы Боковой. Документ учитывает предложения Минздрава по законодательному регулированию телемедицины.