АСИ назвало самые перспективные проекты по развитию регионов
Одним из наиболее интересных стал проект команды Пермского края по развитию системы бюджетного кешбека
МОСКВА, 26 октября. /ТАСС/. Агентство стратегических инициатив (АСИ) подвело итоги программы "Управленческое мастерство: развитие региональных команд" и выделило наиболее перспективные региональные проекты. В ходе образовательной программы региональные команды осваивали отечественные и зарубежные управленческие практики и учились на их основе создавать проекты комплексного развития территорий. За два года действия программы, которую АСИ проводило совместно с РАНХиГС и компанией Ward Howell, обучение прошли 660 человек из 85 регионов.
По окончании обучения команда от каждого региона должна была представить готовый проект развития территории. Решения должны были учитывать текущие проблемы и потребности региона.
"[В проекте] правильно поставлена задача: научить людей учиться - раз, и научить их командному взаимодействию - два. Это и есть две вещи, из которых состоит современная управленческое мастерство, его основа и основа глобальной конкурентоспособности. К ним мы добавили третье - это управление изменениями: нужно не отмахиваться от изменений, от страха, а научиться управлять ими", - рассказал ТАСС президент Ward Howell Сергей Воробьев.
Он считает, что поиск уникальных решений, умение находить индивидуальный подход для каждого региона, "а не списывать друг у друга" - один из главных навыков, который приобрели команды в ходе программы.
О том, какие региональные проекты оказались самыми перспективными - подробнее в материале ТАСС.
Бюджетный кешбэк
Один из наиболее интересных проектов представила команда Пермского края, которая разработала систему бюджетного кешбэка. Его принцип основан на том, что муниципалитеты смогут возвращать часть средств, потраченных из регионального бюджета, за счет полученных доходов от реализации проектов. Объем возврата будет напрямую зависеть от показателей экономического роста муниципального образования. Предполагается, что такой механизм будет стимулировать работу местных органов власти.
В пресс-службе АСИ сообщили, что концепция уже реализуется. В частности, принят региональный закон, регулирующий механизм работы системы возврата средств. Команда планирует доработать нормативно-правовую базу и разработать программы, которые повысят компетенции руководства муниципалитетов.
"Проект "бюджетный кешбэк" - о том, как вдохнуть жизнь и [увеличить] бюджеты муниципалитетов. Как придумать стимулы для них, чтобы им тоже это было интересно, потому что в среднем у них денег мало", - отмечает Воробьев.
Реконструкция аэропорта по ГЧП
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) разработал план реконструкции аэропортового комплекса в Новом Уренгое на основе концессионного соглашения.
Отмечается, что реконструкция позволит повысить качество транспортного обслуживания, снизить стоимость перевозок, а также увеличить инвестиционную активность в регионе. Сейчас проект находится в стадии реализации: конкурсная документация готова, процедура выбора концессионера запущена. Планируется передать концессионеру функции оператора аэропорта в июне 2018 года.
"Данный аэропорт является крупнейшим на Ямале, служит основной транспортной точкой для экономического центра региона. Согласно экспертным оценкам, пассажиропоток в Новом Уренгое будет расти и дальше. Мы передаем аэропорт на 30 лет частной компании, она осуществляет его реконструкцию, и в течение этого времени получает доход от перевозок, затем объект возвращается в собственность округа. Таким образом, мы можем начать работу в кратчайшие сроки, избежав значительного роста нагрузки на региональный бюджет", - сообщил ТАСС губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, добавив, что проект будет реализован в рамках механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).
Глава региона отметил, что реализуемые в округе проекты "являются одними из самых перспективных в мире", и сообщил, что следующим шагом станет проект по строительству Северного широтного хода.
"Нам этот транспортный коридор нужно будет вывести к порту Сабетта и наполнить грузами, запустить развитие перерабатывающих производств. Поэтому наша инвесткоманда должна быть командой высочайшего класса. Северный широтный ход и железная дорога Бованенково - Сабетта также будут построены на базе государственно-частного партнерства", - рассказал Кобылкин.
Обновление Териберки
Мурманская область представила проект по развитию села Териберка. Целью команды было создать модель устойчивого и гармоничного развития отдаленных поселений и масштабировать ее на аналогичные территории по всей стране.
Был разработан план действий до 2025 года, направленный на повышение качества жизни населения, стабилизацию его численности и структуры, а также развитие инвестиционных проектов. Началась активная реализация пяти инвестиционных проектов на более чем 500 миллионов рублей, появилась новая асфальтовая дорога, проведен фестиваль "Териберка - Новая жизнь", который посетили более 4 тысяч человек (население Териберки составляет 900 человек).
Модернизация курортов Ставрополья
Команда Ставропольского края поставила целью сделать регион курортом мирового значения. В первую очередь для этого нужно модернизировать инфраструктуру.
Уже утверждены дорожные карты развития городов-курортов Кавказских минеральных вод, и выполнен первый этап модернизации парковой, курортной и дорожной инфраструктуры на сумму более 1 млрд рублей. В планах - строительство автодороги "Кисловодск - Адлер" и создание территории опережающего развития (ТОР).
Координатор ставропольской команды, первый замминистра строительства и архитектуры края Алексей Когарлыцкий считает, что программа "уникальна по своему содержанию, структуре и методике преподавания". "Она консолидировала в себе знания и опыт лучших мировых практик. Занятия вели известные преподаватели из Гарварда, Кембриджа, Торонто и Сингапура, а также эксперты из INSEAD. Полученные нами знания имеют практическое применение и будут использованы для решения задач по улучшению инвестиционного климата на Ставрополье", - сообщил он ТАСС.
Развитие ростовской агломерации
Ростовская область представила проект железнодорожного сообщения "Донской экспресс", которое должно стать частью комплексного развития территории аэрополиса "Платов" и связать его с городами Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Шахты, Красное Сулино и Новошахтинск. Отмечается, что проект даст толчок развитию всей перспективной агломерации Юга России - у бизнеса появится стимул открывать новые предприятия и создавать новые рабочие места. Размер инвестиций предварительно оценивается в 82 млрд рублей, срок окупаемости - десять лет.
"Ростовская область - это [проект] о том, как сделать ростовскую агломерацию современной, европейской, комфортной, классной и для жителей, и для бизнеса через систему скоростной железнодорожной связи", - отмечает президент Ward Howell Сергей Воробьев.
Борьба с теневой занятостью
Цель проекта Самарской области - снизить долю теневого бизнеса до 10-15% к 2025 году через улучшение бизнес-климата в регионе.
Команда изучила мировой и российский опыт борьбы с теневой экономикой и разработала "дорожную карту" по снижению теневой занятости в регионе.
В первую очередь планируется создать условия, при которых бизнесу будет выгодно "выходить из тени".
Раскрытие туристического потенциала
Новгородская область представила проект "Путешествие на Родину России", цель которого - раскрыть туристический потенциал региона. В своем проекте команда сосредоточилась на создании и продвижении регионального бренда, а также на преобразовании туристической инфраструктуры. На данный момент план готов, следующим шагом станет поиск потенциальных инвесторов и взаимодействие с ними.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин считает, что участие в программе АСИ - необходимая для управленцев практика. Он отмечает, что в ходе программы они учатся решать вопросы инвестклимата, напрямую не связанные с их компетенцией. Кроме того, они узнают о проблемах "с энергетикой, инженерными сетями, стройкой", с которыми сталкивается инвестор, приходя в регион.
"Очень важно, что обучение происходит командой. Приезжают министры экономики и энергетики, специалисты, часто мэр города приезжает. Они учатся взаимодействовать между собой. Не перебрасываться бумажками, а стараться делать так, чтобы человек получил тот результат, который хочет - в этом самое главное", - рассказал ТАСС Никитин.
Перераспределение территорий в Воронеже
Проект под названием "Воронеж - город будущего" предполагает комплексный план по улучшению города: редевелопмент застроенных территорий с расселением 400 тысяч квадратных метров ветхих и аварийных домов, развитие городской инфраструктуры и транспорта, в частности, строительство метро.
"Ознакомление с лучшими отечественными и зарубежными практиками проектного управления в рамках образовательной программы "Управленческое мастерство: развитие региональных команд", а также полноценное межведомственное взаимодействие позволили создать эффективную команду для работы с региональным проектом Воронежской области. Приобретенный опыт и знания будут использоваться при реализации масштабных инвестиционных проектов на территории региона. Одним из них станет проект комплексного редевелопмента застроенных и промышленных территорий Воронежа на основе принципа
TOD (транзитно-ориентированное проектирование). <…> Принцип TOD позволяет создать многофункциональную комфортную жилую или коммерческую зону, в которой обеспечен легкий доступ к общественному транспорту, в том числе, к рельсовому - метро или метротрам", - сообщили ТАСС в департаменте экономического развития Воронежской области.
По итогам программы воронежская команда получила приз за самый амбициозный проект.