27 ОКТ, 17:42

Музей строительства секретной железной дороги времен Сталина планируют открыть на Ямале

Местом для музея станет сохранившееся с 1950 года здание, где располагалось дежурное железнодорожное депо

МОСКВА, 27 октября. /ТАСС/. Музей, посвященный возведению секретной "мертвой дороги" на полуострове Ямал в 1947-1953 годах, которая вошла в историю как Строительство №501, планируют открыть в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ). Об этом в пятницу сообщили в пресс- службе губернатора региона.

"В ямальской столице планируют открыть музей, посвященный 501-й стройке. Место краеведы уже определили - сохранившееся с 1950 года здание, где располагалось дежурное железнодорожное депо", - говорится в сообщении.

Экспонаты для музея уже собраны. Например, на территории метеостанции нашли рубанок 1940-х годов и двигатель от гидросамолета, предположительно, итальянского производства. "На нем сохранился четко выбитый номер, так что точно определить его происхождение - вопрос времени. Есть и кувалда, сделанная из куска рельсы, весом в 35 кг. Ею заключенные заколачивали в шпалы железные костыли", - добавили в пресс-службе.

По словам краеведа Геннадия Сысолятина, постоянные экспозиции будущего музея расскажут не только о лагере 501-й стройки и спецпереселенцах, но и о рыбокомбинате, работе геологов, речников, авиаторов и строителей Салехарда.

Строительство №501

Строительство №501 - это официальное название секретной железной дороги Чум - Салехрад - Игарка, которую в 1947 - 1953 годах возводили на территории полуострова Ямал. Работы вели преимущественно заключенные, за четыре года по вечной мерзлоте были проложены сотни километров железнодорожного полотна. Через каждые 7-12 километров стояли лагеря для заключенных. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году работы были остановлены, и дорога осталась в бесхозном состоянии, некоторые участки до сих пор эксплуатируются.

В 1970 годы XX века в районах, где должна была располагаться "мертвая дорога", обнаружили богатые месторождения газа, поэтому уже в XXI веке начали появляться планы по ее восстановлению. На данный момент проект носит название Северный широтный ход (СШХ).

СШХ - это 707 километров железнодорожного полотна, которые свяжут Ямал с Уралом и Северо-Западом России и обеспечат связь транспортной системы России через порт Сабетта с Северным морским путем. Начало строительства запланировано на 2018 год.

Читать на tass.ru
Теги