Экспедиция на вездеходах прошла через всю Россию по линии Полярного круга
Участники экспедиции "На Восток!" самым трудным участком маршрута назвали плато Путорана, которое впервые пересекли на наземном транспорте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 ноября. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Петербургская экспедиция "На Восток!" в составе восьми человек на четырех вездеходах "Шерп" за полгода впервые пересекла Россию по линии Северного полярного круга, пройдя 9 тыс. и 701 км по полному бездорожью. Участники экспедиции заявили, что стали первыми, кто пересек плато Путорана на наземном транспорте.
"Пройти почти 10 тыс. км по линии Полярного круга, иногда немного отклоняясь севернее или южнее, и впервые пересечь плато Путорана мы смогли благодаря новому опытному образцу вездехода "Шерп", выполнявшему роль кухни и танкера. Он обеспечил автономное движение, взяв на борт 1,5 тонны дизельного топлива", - сообщил журналистам в пятницу один из участников путешествия, конструктор вездехода-амфибии "Шерп" Алексей Гарагашьян. Испытания машин в условиях тундры, в горной и болотистой местности и при форсировании рек прошли успешно, сказал он.
Экспедиция стартовала из Архангельска 14 апреля и планировала завершить маршрут в Петропавловске-Камчатском. Однако по ходу экспедиции пришлось изменить план - 23 октября петербургские путешественники финишировали в Анадыре на Чукотке. В родной город путешественники вернулись на днях, а их вездеходы все еще в пути - в Петербург они возвращаются морем в контейнерах.
Путорана как высшее достижение
По единому мнению участников экспедиции, самым сложным участком пути стало плато Путорана - горный массив на Северо-Западе Среднесибирского плоскогорья, по площади сопоставимый с Великобританией. При небольшой высоте - около 1,5 тыс. м - плато сильно изрезано реками, и еще никогда прежде ни одна экспедиция не пересекала его наземным транспортом. "Из транспортных средств плато доступно только вертолетам", - пояснил Гарагашьян.
По его словам, на плато, где нет дорог, населенных пунктов и заправок, горючее нужно было брать с собой. А с учетом того, что на 100 кмкаждый вездеход расходует 20 литров дизтоплива, получается внушительный запас.
Свое достижение путешественники не планируют оформлять через Книгу рекордов Гиннесса - по их словам, достаточно радости от одного факта преодоления труднодоступного района. Так, в один из дней на плато экспедиция продвинулась всего на 500 м, а два дня и вовсе стояла на месте, сумев продолжить путь только после переверстки маршрута.
Постоянную связь с родными и с центром поддержки экспедиции в Петербурге путешественники поддерживали через спутник. "Мы имели возможность посылать SMS по всему маршруту, даже на плато Путорана", - сказал штурман экспедиции Павел Емелин.
Мультиварка в прицепе и баня в поселке Оленек
На этапе подготовки к длительному автопереходу по маршруту заранее были отправлены посылки с продовольствием для экипажа и запчастями для вездеходов. В магазинах на пути следования путешественники покупали только молочные продукты и свежие фрукты, удивляясь "заоблачным", по их признанию, ценам в заполярных поселках. Ночевали в самих вездеходах, а еду готовили по очереди. Дежурный экипаж вставал в пять утра, за час до остальных, и при хорошей погоде готовил еду на костре, а при неважной - загружал продукты в мультиварку, размещенную в прицепе вездехода.
Каждый вечер штурман Емелин просчитывал маршрут на следующий день. "Мы использовали карты Генштаба, обзорные карты - всего около 10 гигабайт картографического материала. Если бы их приходилось распечатывать в масштабе 500 м в одном сантиметре, они бы не вошли в эту комнату (зал заседаний в постпредстве Якутии в Петербурге, где прошла пресс-конференция - прим. ТАСС)", - отметил штурман.
Самые яркие впечатления у участников экспедиции оставили встречи с жителями поселка Оленек в Якутии. "Мы прошли больше двух десятков населенных пунктов, во многих были запомнившиеся встречи. Но так тепло, как в поселке Оленек, нас не принимал никто. Растопили баню, пригласили на праздник "Мистер и мисс студенчество". Там кипит жизнь, дети в школе изучают четыре языка", - рассказал Емелин.
"Шерп": история на четверть века
Прохождение маршрута без серьезных поломок и отказов техники позволило путешественникам сделать вывод, что испытания опытного образца "Шерпа" прошли успешно.
Идея создания вездехода зародилась у конструктора еще в 1991 году, первая модификация была создана 2,5 года назад, на данный момент их выпущено уже несколько сотен. Большинство используется в России, например сотрудниками МЧС в Московской области и Татарстане, но уже начались поставки за рубеж - в Канаду и США, где в северных регионах много труднодоступных участков.
По словам Гарагашьяна, новой модификацией интересовались главы районов по пути следования экспедиции - вездеходу доступно любое бездорожье, он может плыть, преодолевать поваленные деревья, валуны и подниматься по наклонной плоскости до 35 градусов. "Планируем открыть представительство компании по производству вездеходов в Якутии", - рассказал конструктор.
Он добавил, что занимается конструированием с детства: сначала это были самодельные велосипеды, затем мопеды и мотоциклы. В студенческие годы ему пришлось выбирать между мотоспортом, увлекшим его во время учебы в Политехническом институте (сейчас Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого - прим. ТАСС) и самой учебой; выбор был сделан в пользу первого. Идея создать вездеход появилась после 12 лет жизни в деревне, где это было насущной задачей. Так появился "Шерп".
Конструктор уверен, что возможности его детища пригодились бы во время спасательных операций в труднодоступной местности, а также при проведении научных экспедиций, в том числе и полярных.