11 ДЕК, 12:48

Как живут в Забайкалье "говорящие" с духами

Общение с душами предков в Восточной Сибири становится все более распространенным и даже обыденным явлением. Шаманы есть почти в каждом крупном поселении, особенно бурятском или эвенкийском

"Речь идет не только о бурятских или эвенкийских поселениях, но и, скажем, о селах в окрестностях Читы, в которых преимущественно проживают русские", — рассказывает доктор философских наук, религиовед Артем Жуков, добавляя, что религиозные организации шаманов  — "посредников" для общения с миром предков — есть и в самой Чите, и, например, на территории Агинского Бурятского округа. 

"Шаманов в Забайкалье много, — согласен с Жуковым председатель религиозной организации "Хун шубуун" ("Лебедь") Нима Борокшонов. — Мой учитель говорил, что его учитель ему рассказывал о временах, когда в каждой семье, в каждом доме будет жить шаман. Это темное время, когда, чтобы уберечь своих потомков, духи предков назначат в нашем мире защитников для своих детей и внуков".

По данным забайкальского ученого, кандидата философских наук Алексея Янкова, только в селе Челутай Агинского Бурятского округа живут несколько десятков людей, занимающихся различными шаманскими практиками.

При этом, по оценке Артема Жукова, именно шаманистов, то есть тех, кто придерживается правил только этой веры, в крае немного, и зачастую это только сами шаманы. Большинство же забайкальцев придерживаются религиозного синкретизма: считая себя, например, православными, они в дороге останавливаются возле священных для буддизма или шаманизма мест, оставляют там монеты, привязывают к деревьям ленточки. Обычное для забайкальцев дело — в случае болезни обратиться за помощью к буддийским ламам или шаманам.

Во что верят

"У меня восемь предков (с духами которых идет общение — прим. ТАСС), это далекие предки — до девятого колена. Когда во время обряда камлания я впадаю в транс — это похоже на сон, какие-то обрывочные образы. Иногда и вовсе ничего не помню", — говорит Борокшонов. При этом участники ритуала в этот момент слышат, как шаман говорит чужим голосом, а специальный человек, "переводчик", разъясняет им, что говорит шаман. По мнению верующих, в этот момент в тело шамана входит дух одного из предков — онгон.

Помимо наличия духов предков шаманы, как пишет Янков в "Энциклопедии Забайкалья", верят, что Вселенная делится на три мира — небесный, земной и подземный, каждый из которых наполнен божествами и духами. Любая местность, будь то озеро, лес, река или гора, имеют своего духа — хозяина, а животное и человек — душу. Во главе всех духов стоит вечное синее небо — Хухэ Мунхэ Тэнгри, которое, считают верующие, все видит и все знает. Люди, по убеждению шаманов, могут влиять на духов, принося им жертвы, обращаясь к ним с молитвами, соблюдая определенные правила.

"Конечно, настоящими шаманистами являются только сами шаманы, их близкие и родственники. Остальные люди, потребители, могут активно обращаться, но в связи с конкретными нуждами, зачастую из-за болезней. С излечением, как правило, все и заканчивается", — пояснил Жуков.

Как становятся шаманами

Все шаманы, рассказал Борокшонов, проходят через особые испытания: "шаманские болезни", которые, как правило, трудно диагностируются, обмороки, удары судьбы. "Чтобы понять боль другого человека, нужно самому пройти через испытания — взлеты, падения, болезни", — добавляет он.

Сам Борокшонов — пенсионер МВД. Он рассказал, что симптомы "шаманской болезни" появились у него еще в конце 1990-х: "Однажды, еще в 1998 году, у меня голова закружилась, упал, серьезно заболел. Диагноз до сих пор не поставили". Потом и братья заболели, родственники поехали к шаману, "делать обряд". Тогда и выяснилось, что милиционер — "человек отмеченный" и что он "должен это на себя взять".

"Я же отказывался, не хотел этого. А потом, с 2010 на 2011 год, сильно заболел, в реанимации был. Тогда ко мне друг приехал — шаман из Бурятии. Решили, что от судьбы не уйдешь", — отметил он.

Обряд посвящения проходит на открытом воздухе. Специально для его проведения готовят березы, иногда устанавливают помост, коновязь — сэргэ, юрту. Главными действующими лицами становятся старый шаман и посвящаемый.

"В начале обряда мне стало плохо, голова закружилась, все заболело. Потом, когда вокруг дерева шел, меня как будто кувалдой по голове стукнули — провалился куда-то. Когда вышел из транса, почувствовал себя 20-летним, полным сил, здоровым, словно и не болел. А родственники вокруг смотрят на меня испуганно — оказывается, я все это время голосом бабушки говорил, она сильной шаманкой была. Вот тогда у меня сознание и перевернулось", — вспомнил Борокшонов.

Шаманы дают клятву, в которой в том числе обещают не жалеть себя ради других людей и не гнаться за деньгами.

Как проходят обряды

По словам Жукова, у шаманов есть ежегодный календарь обрядов, и он очень насыщенный. В феврале, с наступлением нового года по лунному календарю, проводятся праздничные обряды, которые, как считают верующие, приносят добро, счастье и благополучие.

Проводятся и ритуалы, посвященные "хозяевам местности". Один из самых массовых — обряд жертвоприношения (тайлаган), который ежегодно в конце мая или в начале июня проводят на Титовской сопке в Чите. В 2017 году в нем участвовали более 20 шаманов.

Титовская сопка — высочайшая точка в окрестностях Читы. Это место почитается и православными — на ней находятся часовня Святого Александра Невского и поклонный крест, и буддистами — здесь они проводят свои ритуалы, и шаманами, по мнению которых на сопке обитает покровительница города Айралжан Хатан Эжы.

"В XVII веке эти земли поразил мор. Гибли буряты, расселившиеся по реке Ингода, погибал их скот. Люди обратились за помощью к местной шаманке Айралжан Хатан Эжы. Она пришла на эту гору и молилась здесь три дня и три ночи. Боги остановили мор взамен на ее душу — шаманка умерла. Но перед смертью она повелела похоронить себя у подножия этой горы", — сказал верховный шаман религиозной организации "Хаан-Тэнгэри" Баир Цырендоржиев.

Призывая Айралжан Хатан Эжы и преподнося ей дары, шаманы бьют в бубны и молитвенно обращаются к богине. В дар ей преподносят чай, водку, молоко, печенье, конфеты, масло, а также разделанную тушу молодого барана.

Как борются с шарлатанами

В остальное время шаманы принимают людей. "Приходят с болезнями, которые являются следствием нарушения ауры, духовного состояния человека, его невидимой защиты. Это результат и сглазов, и грехов самого человека", — считает Борокшонов.

Есть, по его словам, и такие люди, "к которым бесы подселились". Такое "подселение", уверен шаман, приводит к психологическим расстройствам. "Причем таких людей становится все больше. Это из-за того, что мы стали чаще нарушать гармонию природы", — заявил он.

В последние годы, говорит Борокшонов, появилось много шарлатанов, лжешаманов. Такие люди, например, устанавливают тарифы на свои услуги, чего делать нельзя. "Если берешь, то столько, сколько дают. Никаких тарифов быть не должно. Так нельзя. Если человек болеет, ты ему хоть за спичку, а помочь должен", — уверен он.

Кроме того, шаман убежден, что обман горько аукнется тем, кто наживается на чужом горе. "Я по себе знаю, что если человек обратился, а я неправильный диагноз поставил, что-то не то сделал, получу очень жестко — сон пропадает, колет то здесь, то там, — добавляет Борокшонов. — Быть шаманом — большая ответственность"​.

Илья Баринов

Читать на tass.ru