Эксперты назвали недостатки программы привлечения специалистов на Дальний Восток
О том, какие трудности могут возникнуть при реализации проекта "Повышение мобильности трудовых ресурсов", — в материале ТАСС
МОСКВА, 14 декабря. /ТАСС/. Жилищные проблемы, недостаточные выплаты при переезде, сложности при оформлении финансовой поддержки тормозят реализацию программы повышения трудовой мобильности в дальневосточных регионах, реализуемой Министерством РФ по развитию Дальнего Востока. Такое мнение высказали ТАСС эксперты, представители Минвостокразвития и регионов, являющихся участниками программы.
Программа также направлена на содействие решению демографических проблем региона. Она предполагает выплату специалистам, приехавшим работать на предприятия Дальнего Востока, субсидии в размере до 300 тыс. рублей на компенсацию расходов на переезд, обустройство на новом месте, аренду жилья.
В четверг, 14 декабря, программа будет представлена на ярмарке вакансий в рамках Дней Дальнего Востока в Москве. На ней крупнейшие работодатели Дальнего Востока, среди которых "Русагро-Приморье", судостроительный комплекс "Звезда", "Русгидро", Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), "Русдрагметалл", "Алроса", предложат около 45 тыс. актуальных вакансий в девяти ключевых отраслях экономики.
Сложности для работодателя
Переезд работника на Дальний Восток обходится работодателю дорого, господдержка не покрывает этих расходов, говорят в Минвостокразвития.
"Сейчас по большей части стоимость переезда ложится на плечи либо гражданина, либо работодателя. Существующая программа повышения трудовой мобильности, к сожалению, в полную меру не работает, и то количество людей, которое переезжает на Дальний Восток в рамках этой программы, нас не удовлетворяет <...> Размер господдержки, предоставляемой работодателю в целях привлечения работника, недостаточен для переезда на постоянное место жительства и приобретения жилья. У работодателя нет возможности использовать данную финансовую поддержку на компенсацию затрат на переезд членов семьи привлекаемого работника", - сказал ТАСС замглавы Минвостокразвития Сергей Качаев.
По его словам, переезд квалифицированных специалистов с учетом транспортных и других расходов в северные и отдаленные территории, такие как Чукотка, Сахалин, Магаданская область, часто обходится дальневосточному работодателю заметно дороже, чем его коллегам из других регионов.
"Работодатели проявляют заинтересованность в участии в программе, но действующее в настоящее время обязательное условие в части реализации ими инвестиционных проектов ограничивает их возможность заявляться в конкурсный отбор для получения финансовой поддержки. Также фактором, замедляющим темпы реализации программы, является сложный механизм работы в рамках программы, установленный федеральным законодательством, в том числе получение работодателями финансовой поддержки", - рассказали ТАСС в Агентстве занятости населения Камчатского края.
За время действия программы на Камчатку приехали работать около 100 специалистов - это, в частности, геологи, энергетики, зоотехники, управляющий персонал. Они трудоустроились на предприятиях территории опережающего развития "Камчатка" и в свободном порту Владивосток - горно-обогатительном комбинате "Аметистовый", комплексе по хранению и складированию нефтепродуктов в Петропавловске-Камчатском, свинокомплексе в поселке Лесной Елизовского района.
Жилищный вопрос
Среди проблем программы трудовой мобильности эксперты называют также жилищный вопрос и невозможность перераспределения работников между регионами, которые нуждаются в привлечении специалистов извне.
"Мы видим отсутствие возможности перераспределения трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, отнесенными к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов. Например, в Приморском крае на судостроительном комплексе "Звезда" требуются судовые рабочие, которые есть в Архангельской, Мурманской, Амурской области и в Хабаровском крае, но ПАО "НК "Роснефть" - участник программы трудовой мобильности - не может привлечь этих работников, так как они находятся в субъектах Российской Федерации, включенных в перечень трудонедостаточных регионов", - говорит Качаев.
В то же время, по его словам, работники аэрокосмической отрасли из Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) или Арсеньева (Приморье) могли бы отправиться работать на авиационные предприятия Ульяновской области, но не могут это сделать по тем же причинам.
Является проблемой и жилищный вопрос.
"Программы мобильной занятости должны четко давать ответ на вопрос: где будет жить приезжий и кто отвечает за его размещение? В идеале предоставление жилья по упомянутой программе должно напоминать поселение в служебное жилье для военнослужащих - человеку определили новое место службы, и он уже представляет, где будет жить. Соответственно, если мы говорим о массовом привлечении специалистов на Дальний Восток, то должны позаботиться о выстроенной системе временного жилья. Общежития, служебные квартиры, жилье с правом выкупа, участки для строительства домов, включая и дальневосточный гектар, - все это необходимо изыскать в рамках имеющихся возможностей", - считает замдиректора Экспертно-аналитического центра ДВФУ Дмитрий Шелест.
В Приморье для решения этого вопроса строится микрорайон с арендным жильем для будущих работников завода "Звезда", на Сахалине - арендное и служебное жилье, а для работников космодрома Восточный в Амурской области возводят наукоград Циолковский.
Внутренняя мобильность в Якутии
С другой проблемой столкнулись в Якутии, где достаточно рабочих рук, но стоит проблема внутренней трудовой мобильности, переезда работников из сельских районов в промышленные. Поэтому республика еще в 2014 году, когда запускалась федеральная программа трудовой мобильности, попросила отсрочить участие региона и присоединится к проекту в 2019 году.
"Ситуация с рабочей силой в Якутии отличается от остальной России <...> Если в Хабаровском крае действительно не хватает рабочих рук, у нас они есть <...> С 2019 года мы включаемся в проект и будем работать в основном по высококвалифицированным кадрам", - сообщил зампред правительства Якутии Алексей Дьячковский.
С 2018 года власти региона начнут реализацию пилотного проекта по внутренней трудовой мобильности, в рамках которого сельских работников будут привлекать в промышленность вахтовым методом. Проект под названием "Вахта" предполагает систему мер поддержки и адаптации участников программы и, по предварительным оценкам, привлечет в 2018 году на промпредприятия около 1 тыс. специалистов из аграрных районов.
"Будет оплата проездных расходов. К группе выезжающих прикрепим тьютора, который будет заниматься вопросами социального благоустройства, условий работы, климата в трудовом коллективе", - рассказал Дьячковский.
О готовности принять работников вахтовым методом сообщили на 21 предприятии республики, добавил он.
По словам Дьячковского, будущих вахтовиков ждет серьезная профессиональная переподготовка: ожидается, что курсы переподготовки длительностью от двух до четырех месяцев будут организованы для 3 тыс. жителей Якутии. В Государственном комитете республики по делам занятости ТАСС рассказали, что обучающиеся на таких курсах при этом будут получать среднюю заработную плату.
Работа на перспективу
Программа повышения мобильности трудовых ресурсов, несмотря на трудности в ее реализации, остается, по мнению экспертов, одним из важнейших пунктов в выполнении задач Концепции демографической политики Дальнего Востока. Она предполагает, что до 2025 года население Дальнего Востока, которое, по данным Минвостокразвития, в начале года составляло около 6,2 млн человек, должно увеличиться до 6,5 млн человек. Для этого, с учетом естественного прироста населения, нужно, чтобы на Дальний Восток переехали более 250 тыс. человек.
"Уместнее говорить, что она (программа - прим. ТАСС) значима на перспективу. С учетом дефицита трудовых ресурсов и незначительной конкуренции на рынке труда в сфере квалифицированных и высококвалифицированных специалистов программа необходима", - считает Шелест.
Согласно статистике, с каждым годом на Дальний Восток приезжает работать все больше специалистов. "Так, в рамках программ трудовой мобильности дальневосточных регионов было привлечено: в 2015 году - 68 человек, в 2016 году - 265 человек, в 2017 году предполагается привлечь 544 человека. Лидерами по привлечению работников являются Хабаровский край и Амурская область", - отмечает Качаев.
Завод "Звезда", являющийся крупнейшим в стране судостроительным комплексом и одним из ведущих работодателей Приморья, планирует в 2018 году трудоустроить около 2,5 тыс. человек. Сейчас большинство работников здесь из Приморья, рядом с ними трудятся люди почти со всей страны: из соседнего Хабаровского края, из Якутии, Краснодарского края, Иркутской области, Сахалина, Калининграда, Крыма, Новосибирска, Москвы, Петербурга. Их привлекают уровень заработной платы, учитывающий высокие цены на Дальнем Востоке, и предоставление жилья на льготных условиях. Сотрудникам доступны арендное жилье или комната в общежитии, а в перспективе - участие в программе ипотечного кредитования в рамках реализуемой в городе Большой камень (где находится завод) программы строительства жилья для работников новой верфи.