"Гуляют там животные невиданной красы..."
История о том, как один человек спас уникальный дом от разбора на дрова
Небольшой домик в крошечном селе Поповка Саратовской области на первый взгляд ничем не отличается от двух десятков таких же: деревянный, слегка покосившийся, окруженный шатким забором. Но стоит зайти внутрь, и в голове сама собой начинает звучать знаменитая мелодия группы "Аквариум". Все стены расписаны причудливыми узорами, совсем как в песне "Город золотой": все травы да цветы. Над всем этим великолепием возвышаются, как по тексту, — желтый огнегривый лев и золотой орел небесный.
— Вол, исполненный очей, у нас тоже есть, — улыбается владелица расписного дома, искусствовед и реставратор Юлия Терехова. — Правда, он закрашен слоем краски. Но если посветить фонариком, можно увидеть очертания огромного быка.
Именно Юлия семь лет назад спасла этот дом и всех его нарисованных обитателей от полного разрушения. И создала в нем культурный центр, подобного которому, наверное, не найти нигде в России.
"Дрова нужны, а картинки — нет"
Село Поповка находится на самой окраине Саратовской области. До областного центра более 200 км. Местные жители, в основном угрюмые и неразговорчивые, — потомки старообрядцев, сбежавших в саратовскую глушь еще при Петре I. Рядом до сих пор сохранились старообрядческие монастыри, а в соседнем селе живет священник-старообрядец. Но Юле деревенские всегда улыбаются и принимают как свою, родную. Все потому, что девушка пытается сохранить наследие их предков.
А началось все в 2009 году, когда студенты саратовского университета приехали в Поповку собирать фольклор, а наткнулись на уникальный объект — в одном из домов ребята увидели расписные стены. Эти две комнаты, сплошь покрытые росписью, сейчас называются "голубая гостиная" и "розовая спальня". Кого тут только нет: кроме златогривого льва и орла еще цветы, ангел, Георгий Победоносец, женщина, поливающая растение в кадке, множество цветов и узоров. Уже потом Юлия разгадала: лев, ангел, орел и бык — это четыре евангелиста: Лука, Иоанн, Матвей и Марк. А пастух, который гонит стадо гусей, скорее всего, Святой Трифон.
Тогда студенты только сфотографировали рисунки. А в 2010-м Юлия Терехова впервые увидела эти фото на конференции искусствоведов.
— Я узнала, что домом заинтересовались власти, журналисты, шла речь о создании музея. Но спустя полгода оказалось, что "воз и ныне там". Владельцы этот дом получили в наследство от умерших родителей, сами жили на другом участке. И когда поняли, что домик никому не интересен, решили его разобрать на бревна, из бревен построить баню, а остальное пустить на дрова. Но поскольку я воспитана в любви к памятникам, старина мне близка, может, даже ближе, чем современность, я решила дом спасти, — вспоминает Терехова.
И в 2011 году, семь лет назад, Юлия этот дом выкупила за 80 тысяч рублей.
— Я тогда жила в Санкт-Петербурге, и цели создать там культурный комплекс, конечно, не было. Хотела просто дом сохранить, — улыбается Терехова.
Загадочный иконописец
Став владелицей дома, Юля начала изучать рисунки. И сама удивилась, какая находка оказалась в ее руках. Она выяснила, что роспись на стенах была сделана в конце XIX – начале XX века.
— Расписные дома были традиционны для русских крестьян. Некоторые думают, что это были убогие лачужки, но нет — подобные дома мы легко можем найти на Русском Севере. Но если мы поедем в Вологодскую область и зайдем в расписной дом, то там увидим, как правило, только цветочки. А здесь роспись фигуративная: художник нарисовал 14 разных персонажей, — поясняет искусствовед. — Уникальна и площадь росписи, около 80 квадратных метров. К тому же это нехарактерный объект для средней полосы — если на Севере роспись была популярна, то для данной местности это скорее нонсенс.
Но именно расположение дома и климат средней полосы и помогли сохраниться рисункам. По словам Юлии, росписи, которым не менее сотни лет, практически не нуждаются в реставрации — они не выцвели и не осыпаются.
Загадкой до сих пор остается личность автора.
— В нехарактерном для росписи регионе появился такой объект потому, что рядом были монастыри, а значит, и традиции иконописи. И мы думаем, что кто-то пришел оттуда, из монастырей, и создал эти рисунки. И скорее всего это был не только талантливый, но и неординарный человек. Например, ангела он сделал женщиной, что было, мягко скажем, смелым шагом для старообрядцев. А еще автор сделал надписи: "Херувим" и "Святой Георгий", а значит, был к тому же обучен грамоте, — поясняет Юля.
Что касается хозяев дома, о них, к сожалению, тоже не удалось узнать ничего конкретного — известно лишь, что это была зажиточная семья, которую раскулачили и выслали во время революции.
Главный принцип — все бесплатно
Сейчас рядом с домом на участке еще одна постройка — небольшое одноэтажное, но вполне современное здание культурного центра. Внутри масса разных книг, телевизор, чтобы смотреть какое-нибудь увлекательное кино, и даже настоящее звездное небо — примерно 300 позолоченных звезд на потолок наклеила Юля и ее помощники, чтобы сделать пространство центра необычным и увлечь сельских ребят искусством. Но так было не всегда.
— В 2011 году дом "умирал" — крыша протекала, чердак был завален кирпичами, на участке гнили старые деревья, всюду канавы и мусор, мусор, мусор… Я бросила клич в интернете с просьбой помочь дому, — рассказывает Терехова.
И желающие нашлись. Молодежь, студенты, дети и взрослые приехали в дом, чтобы несколько месяцев наводить там порядок.
— Волонтеры из Москвы, Петербурга, Казани, Саратова и других городов (всего дом с 2011 года посетили больше 300 волонтеров — прим. ТАСС) были все в грязи, мы спали чуть ли не на голом полу, благо нас приютили в местной школе. Но дом мы спасли. И закрутилось — в 2012 году удалось получить грант, за счет которого мы создали передвижную выставку, которая сейчас в Москве в галерее Выхино, сделали аудиогид, провели исследования в архиве. Потом, в 2014-м, выиграли еще один грант — его мы потратили на постройку культурного центра, — вспоминает искусствовед.
Но спасала дом Юля совсем не для себя. Ведь главный принцип ее культурного центра — все бесплатно!
— Дом могут посетить все желающие — в год набирается порядка 1000 туристов. Плюс мы периодически проводим там встречи. Сюда постоянно приходят местные сельские ребята — здесь проходит летняя детская площадка для школьников, проводятся дни культур различных народов. Дети уже познакомились с культурой Франции, Германии, Великобритании, Индии. А еще бывают дни профориентации, когда к ребятам из села приезжают эксперты из крупных городов и рассказывают о своей профессии, — поясняет девушка.
Однако впереди еще много работы. Юлия планирует грандиозную реставрацию дома — установить новую кровлю, заменить подгнившие бревна сруба на новые и еще много-много всего. На все про все нужно порядка 1 млн рублей. Сбор средств сейчас идет на одной из краудфандинговых площадок. Оказать посильную помощь может каждый.
Три главных волонтера
Недавно Юля стала мамой. Но, несмотря на новый статус, заботу о доме она не оставляет и в будущем даже рассчитывает на поддержку сына. Ведь главные волонтеры для Юлии — это ее семья: муж и мама, которые полностью поддерживают ее увлечение стариной.
"Содержание дома полностью лежит на наших плечах. Приходится платить смотрителю, муж помогает с оплатой счетов за электричество, мама платит налог на землю. А еще, конечно, спасают пожертвования от посетителей. Ведь, к счастью, есть еще неравнодушные люди", — улыбается девушка.
Валентина Брыкалина