Аргуны из Киржача не любят торопливости
На первый взгляд небольшой городок Киржач Владимирской области может вызвать впечатление упадка. Однако на самом деле тут сейчас — настоящая эпоха возрождения
Городок Киржач находится на середине пути между Москвой и Владимиром, и на первый взгляд кажется, что это самый обычный 20-тысячный райцентр, по улицам которого автомобили проезжают в лучшем случае раз в минуту. Пару лет назад местные активисты объединились вокруг общей идеи — вернуть почти утраченное ремесло аргуновской резьбы, которой славились киржачские мастера с XVIII века. Еще 150 лет назад окна практически каждого здешнего дома были украшены неповторимыми объемными цветами и гроздьями винограда. Но с годами этот промысел стал утрачиваться, и сегодня тех, кто способен воссоздать красоту, — единицы, и они посвящают все свое время разработке новых рисунков и украшению домов любимого города.
Самый яркий дом Киржача
Одно из самых приметных зданий на центральной улице Гагарина встречает меня деревьями, одетыми в вязаные свитера, и разноцветными резными наличниками. Этот "конфетный" дом раньше принадлежал аптекарю Заруцкому, сейчас здесь располагается администрация Киржачской типографии. Во дворе организации год назад прямо на улице открылся музей наличников. По сути это пестрая галерея фотографий наличников, всего их около 80, из деревень Киржачского района. Каждое окно — произведение искусства, не похожее на соседнее. В Акулово — рыжие с крышей-"домиком", в Финеево — украшены цветами. Несколько образцов представлены вживую. Коллекция пополняется.
"Я договорился с одним коллекционером из Ярославской области, у него коллекция наличников из разных регионов, 50 штук. Хочу купить и поставить здесь", — делится планами идеолог и меценат проекта, гендиректор типографии Евгений Федоров.
У входа в типографию лежат два комплекта свежевыкрашенных новых наличников. "Будем ими украшать окна в историческом здании через дорогу ", — говорит Евгений.
Сам он хоть и не аргун, но вдохновлен идеей популяризации традиционного промысла родного города. Пять лет назад даже сочинил и издал детскую сказку про мастера Демьяна, научившегося вырезать "кружево из дерева" в селе Аргуново недалеко от Киржача. И в этой сказке есть доля правды.
Историки говорят, что именно из Аргуново Киржачского уезда (сейчас это Петушинский район Владимирской области) и близлежащих деревень в XVIII–XIX веках вышли плотники, обрабатывавшие дерево в необычном стиле, объединившем в себе греческие и языческие мотивы. По одной из версий, эклектику в крестьянский быт привнесли графы Шереметевы, имевшие в Аргуново свою усадьбу.
Самых талантливых резчиков аристократы отправляли на учебу за границу и в Санкт-Петербург, кроме того, мастера вдохновлялись изысканными вещами, которые встречали в графском доме. По легенде, аргуны впоследствии украшали дворянские имения в Останкино и Кусково и даже привлекались к изготовлению наборного паркета в Екатерининском дворце. Отметились ремесленники и в словаре Владимира Даля, где аргуны определяются как владимирские плотники.
Один месяц — один наличник
Во двор типографии входит бородатый мужичок, почти дедушка. С седой бородой и добрым, как у Деда Мороза, взглядом. "Миша", — представляясь, скромно протягивает мне руку.
Михаил Гашин — самый прославленный из живущих ныне киржачских аргунов, к ремеслу он приобщился еще в 1980-е годы.
"Вообще-то я в молодости художником хотел стать, но однажды побывал в Георгиевской церкви в селе Ильинское, а там такой иконостас аргуновский… Это надо видеть. Все резное, цветы, как настоящие. А избы в тех краях стоят одна краше другой. Я тогда впечатлился и определился в жизни, стал резчиком по дереву", — рассказал Михаил о судьбоносной встрече.
Спустя годы Гашин уже сам занимался восстановлением иконостаса в Георгиевском храме. А три года назад по наводке местного краеведа Сергея Кротова директор типографии нашел этого мастера и предложил поучаствовать в проекте по возрождению резьбы на улицах Киржача. Цеха по изготовлению наличников открыли прямо за зданием администрации — в одном гараже художники вырезают узоры, в соседнем — красильня.
Еще один умелец — Александр Юханов, видно, только отошел от работы, встречает нас весь в опилках, "в муке".
"Работа наша не терпит торопливости. Карнизики сделать на наличники, фигурные вещи — на все свои часы уходят. Получается, что один человек делает один наличник в месяц", — говорит мастер.
"У наличников сложная разметка, сложная архитектура. Если поставить изготовление на поток, то можно все ускорить, но у нас каждый наличник — эксклюзив", — объясняет Михаил причину такой "медлительности".
К тому же аргуновским наличникам присущи элементы старинной мебели — они богато украшены "колонночками и пилястрочками", букетами цветов, листьями и гроздьями винограда. Мастера стараются хранить традиции, поэтому изучают старинные фотографии деревень, заимствуют детали. По молодости и сам Гашин путешествовал по Киржачскому району в поисках материала.
Сначала узоры рисуют на бумаге в объеме, затем приступают к работе по дереву. Учитывая, что мастера работают вдвоем, на то, чтобы украсить один большой дом, может уйти от двух до четырех лет.
Горбач, калевка и шпунтубель
Чтобы сделать искусство аргунов понятнее и ближе, энтузиасты даже решили отмечать в Киржаче праздник наличника. На вторую его годовщину в конце января 2018 года в центре города открылся дом аргунов, рассказывающий о технике работы, инструментах и именах великих мастеров. Расположился он в избе, перевезенной в Киржач из деревни Акулово, неслучайно — около 1880 года из отборной сосны построил его известный аргун Павел Калачкин. Его наличники и багеты были так хороши, что однажды известный художник-передвижник Саврасов расплатился с аргуном копией своей картины "Весенний день", которая сохранилась до сих пор.
"Мы очень хотели, чтобы в Киржаче у аргунов появился свой дом, где бы рассказывалось о столярном мастерстве, где бы давали народу посмотреть, как создаются шедевры, и проводить мастер-классы", — объясняет идею дома Евгений Федоров.
Изнутри дом аргунов представляет собой экспозицию о Калачкине и выставку инструментов для резьбы с причудливыми названиями: калевка, горбач, шпунтубель, фальцгебель, несколькими образцами резьбы и мебели. Узнав о том, что создается музей фактически культурного достояния Киржача, многие жители решили поучаствовать в добром деле и принесли инструменты, которыми пользовались их предки. Работа с деревом, пусть и не в аргуновском стиле, близка многим киржачанам — в советское время мебельная фабрика была одним из градообразующих предприятий.
Основной же интерес посетителей, по задумке создателей, вызовут мастер-классы по резьбе, которые будут проводить сами мастера и педагоги.
"Фактически дом аргунов — не музей, а прикладная студия, где будут проводиться познавательные мероприятия с просветительско-педагогической функцией. Уже весной мы хотим приглашать сюда школьников, а во время туристического сезона — гостей нашего города, это будет формат семейного досуга", — рассказал директор типографии.
Аргуны XXI века
Устроители дома аргунов не скрывают, что идея с домом, музеем и праздником наличника помимо привлечения туристов имеет цель популяризации культуры малой родины.
"Мы будем наращивать экспозицию дома аргунов с тем, чтобы в дальнейшем он стал полноценным музеем. Будем привлекать сюда народ другими событийными мероприятиями, тем же Праздником топора, в надежде на то, что кто-то вдохновится и захочет заниматься возрождением аргуновской резьбы, которая так прославила наш город несколько веков назад", — объяснил свою задачу Евгений Федоров.
Сейчас в работе у мецената несколько проектов по восстановлению культурно-исторического облика Киржача, а потому рабочие руки, умеющие обращаться с деревом, точно найдут применение. И Михаил Гашин всерьез готов заняться обучением подмастерьев.
"Никто из молодежи не увлекается этим искусством, к сожалению. Я был бы рад, но почему-то не хотят. Воспитывать надо людей к этому, наверное".
Анна Устинова