6 МАР, 13:00

Как отцовское увлечение становится музеем

Семья дагестанского коллекционера открыла частный этнодом в Дербенте

Этнодом "Кубачи" — небольшое двухэтажное здание, в котором еще год назад располагалась автомойка. На втором этаже — сам музей, на первом — магазин национальных сувениров, за счет которого и живет проект. Плата за вход в этнодом символическая, а детей до семи лет и пожилых людей сюда пускают и вовсе бесплатно.

По магазину, впрочем, тоже можно долго ходить как по музею, рассматривая кизлярские ножи, турецкие тарелки, кубачинские украшения, кукол в национальных костюмах, которые шьют тут же, в этнодоме, и готовы научить этому всех желающих. "Есть планы проводить мастер-классы для посетителей — обшивать кукол, вышивать кубачинские платки, расписывать тарелки", — говорит хранительница музея Хадижат Тушиева.

Пока большая часть посетителей этнодома — школьники, которых приводят сюда на организованные экскурсии. Но создатели частного музея уверены, что уже в этом сезоне ситуация изменится: республиканское минтуризма пообещало включить объект в официальные туристические маршруты Дагестана.

Кубачинская комната

Коллекционер из Дербента Магомедрасул Омаров полжизни провел в путешествиях по старым селам Дагестана, собирая предметы традиционного национального быта — от старинных расписных тарелок и медных кувшинов до изделий мастеров-златокузнецов из родного села Кубачи. Его коллекция стала известна не только в Дагестане — к нему приезжали знатоки антиквариата со всей страны, а некоторые предметы Омаров, по словам его дочери Хадижат Тушиевой, сам передал Эрмитажу и нескольким московским музеям.

Сегодня большая часть коллекции Омарова собрана в дербентском этнодоме "Кубачи" — первом в городе частном музее, открытом его дочерью и внуком.

"Мы никогда не считали, сколько и каких предметов у папы в коллекции. Он всю жизнь работал часовым мастером, коллекционирование было увлечением. Но если кто-то приходил и предлагал что-то старинное, он просто не мог это не приобрести, сам много ездил по селам. У него было очень много знакомых, коллекционеров, музейных работников. К нам приезжали очень многие люди — если кто-то хотел что-то приобрести, консультировались с ним", — рассказывает дочь коллекционера.

Хадижат по профессии — медсестра, о собственном деле никогда не помышляла, а создавая музей, думала вовсе не о бизнесе.

"Папа постарел, но к нему все равно приезжают, чтобы что-то посмотреть, побеседовать, посоветоваться. Но ему уже тяжело гостей принимать. Вот я и предложила: папа, а давай я сделаю так, чтобы люди приходили, смотрели… Мне хотелось сделать что-то, чтобы память была, чтобы он знал, что его дело не прекратилось, собранное им не разбазарили, сохранили", — говорит хозяйка этнодома.

Семья Тушиевых арендовала здание, за несколько месяцев своими силами сделала ремонт, и в августе 2017 года здесь уже принимали первых посетителей. Музей представляет собой традиционную кубачинскую комнату. По словам Хадижат, раньше такая обязательно была в каждом доме.

"В эту комнату приводили невесту, в ней всегда встречали самых почетных гостей. В комнате был камин, а на стене обязательно висели старинные тарелки, которые у нас передаются по наследству, стояли кувшины — это была часть жизни, культуры. Сейчас, когда строят новые дома, ничего этого чаще всего не делают, молодежь этим не интересуется. И тот, кто родился и всю жизнь прожил в городе, уже ничего этого не знает", — объясняет Хадижат.

Ее отец, которому в апреле исполнится 81 год, в этнодоме пока ни разу не был — не позволяет здоровье. "Но я снимаю видео и папе показываю. Он одобряет, советует, что и как лучше сделать".

Мучал, кутка и другие

Хадижат снимает с полки большой кувшин, продевает в него широкую полоску прочной ткани и перекидывает через плечо. Впереди сложным узлом привязывает еще один кувшин — поменьше.

"Большой кувшин называется мучал, маленький — кутка. Когда девушка-кубачинка шла за водой, она несла оба этих кувшина. Если парень хотел познакомиться с девушкой, он должен был подойти и попросить напиться. И смотреть — как она будет развязывать узел. Если ловко развяжет и подаст кувшин — значит, будет хорошей хозяйкой", — рассказывает Хадижат.

Отличить незамужнюю девушку можно было по платку — до свадьбы кубачинке полагалось носить платок с мелким неярким узором. Такие платки вышивали вручную, девочки учились этому с раннего детства. Сейчас в этнодоме представлена целая коллекция женских платков. От самых простых, вышитых "девичьим" узором, до богатых свадебных, шитых золотой ниткой. Рядом — национальные женские платья. Самое парадное — свадебное — из старинной пакистанской ткани с серебряной с позолотой ниткой, тоже расшитое вручную.

Особое место в коллекции занимают расписные тарелки — для них отведена отдельная стена. Роспись — самая разная: птицы, цветы, орнаменты и даже целые пейзажи. "Здесь есть тарелки XIV–XV веков, это не только Дагестан — Иран, Персия, даже Китай. Многие из них были повреждены, их пришлось реставрировать, склеивать, восстанавливать роспись", — говорит хранительница музея.

Раньше Магомедрасул Омаров занимался реставрацией сам. Например, к 2000-летию Дербента, которое отмечалось в 2015 году, он восстановил старинное иранское блюдо. На работу ушло три месяца. К открытию музея над реставрацией тарелок трудилась уже вся семья.

Секреты древних златокузнецов

Дагестанское село Кубачи известно на весь мир благодаря изделиям мастеров-ювелиров, или, как их называют в Дагестане, златокузнецов. Поэтому обязательная часть кубачинского этнодома — выставка изделий этого традиционного промысла. Знакомство с ним начинается вовсе не с ювелирных изделий, а с обычной кольчуги.

"Сначала кубачинцы были кольчужниками — именно с боевых кольчуг начиналась слава наших мастеров. Сейчас кольчуги и боевые маски — почти такие же, как в древности, — надевают ряженые на свадьбах — это и дань традиции, и развлечение", — рассказывает Хадижат.

Навыки древних мастеров в кубачинских семьях передаются от отца к сыну — по-другому освоить секреты нанесения орнаментов, которые отличают изделия из Кубачей от любых других, невозможно, утверждает сын Хадижат, Гаджикасум Тушиев.

"Меня учил мой отец, а его — дед. У нас в роду это традиционное занятие, мы все ювелиры. Мальчиков в семьях этому учат с детства. Я, например, свое первое медное кольцо сделал в пять лет. Теперь пора учить уже своих сыновей", — говорит он.

По его словам, одна из главных особенностей кубачинских изделий — в нанесении особого узора — черни. "Так, как кубачинцы наносят чернь, больше никто не может. Многие пытаются скопировать, но в точности все равно не получается. Там очень много нюансов, секретов, которые тоже передаются из поколения в поколение. Узор сначала прорезается, затем посыпается специальным порошком, который при нагревании растекается как эмаль. Затем изделие полируется — и появляется знаменитый кубачинский узор", — совсем чуть-чуть приоткрывает секрет Гаджикасум.

Елена Гриценко

Читать на tass.ru
Теги