Как работает самый высокогорный спасательный отряд России
Когда лучше покорять Эльбрус, как проводятся спасательные операции и в каких случаях помощь может опоздать
"Многим Эльбрус кажется доступной вершиной, но на самом деле это очень серьезная гора. Это и климатические условия, из-за которых здесь очень быстро меняется погода, и большое количество трещин… На Эльбрусе все подвижно и все меняется постоянно", — говорит начальник Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда Абдуллах Гулиев.
Отряд базируется в поселке Терскол, почти у самого подножия горы. До поляны Азау, с которой начинается подъем на Эльбрус, отсюда меньше четырех километров. Именно на эту базу приходят группы альпинистов и горных туристов, отправляющихся на восхождение. Они регистрируются у спасателей, получают у них инструкции и прогноз погоды, от которой на Эльбрусе может зависеть все, включая жизнь.
Каждый год в отряде регистрируются больше 10 тыс. человек, совершающих восхождения. Около трети из них — иностранцы. На самом деле на Эльбрус идет намного больше людей.
Зачем спасателю зонтик
Пока мы общаемся со спасателями, на горе находится 165 зарегистрированных туристов. В прошлом году на Эльбрус поднимались 13 тыс. 788 человек. Среди них 4 тыс. 160 иностранцев. "Иностранцы — от Австралии до Японии. Много людей из Великобритании, Германии, Кореи, Норвегии. Из США было 59 групп. Иностранцы идут, как правило, с гидами. А наши — самостоятельные, половина идет вообще не регистрируясь", — рассказывает начальник отдела оперативных дежурных Али Уянаев.
Оперативный дежурный сообщает туристам самую актуальную информацию о маршруте — например, об открывшейся где-то трещине. Когда-то спасатели имели право проверить снаряжение туристов, маршрутные книжки, а с сентября по апрель восхождения вообще прекращались из-за неблагоприятной погоды. Теперь доступ на Эльбрус открыт всем желающим круглый год. "Появилась мода залезть на Эльбрус в ночь с 31 декабря на 1 января. Запретить не можем. А на самом деле там открывается очень серьезный километровый "бутылочный" лед. Одна ошибка — и можно улететь неизвестно куда. И температура — 40–50 ниже нуля", — объясняет Гулиев.
Но и летом погода на горе непредсказуема. В этот период на высоте 4200 м размещается постоянный пост спасателей. "Этот пост выставляем с июня, в активный сезон восхождений. Обычно дежурят по десять человек, меняются на пятые сутки", — рассказывает начальник поисково-спасательного подразделения Адамей Джаппуев. На вопрос, не трудно ли столько времени находиться на такой высоте, отшучивается: "У нас там есть мангал, гамак и пляжный зонтик!" Потом серьезно добавляет: "Зонтик правда есть. Там солнце очень активное, сгореть можно моментально".
Главная опасность большой высоты — пониженное содержание кислорода в воздухе, вызывающее горную болезнь. Избежать "горняшки" позволяет акклиматизация, которую в течение нескольких дней должны проходить все совершающие восхождение. От этой болезни человек теряет координацию и болевую чувствительность, у него могут быть галлюцинации. Спасатели рассказывают, как во время спасоперации человек, самостоятельно пройдя около семи километров, вдруг упал и потерял сознание. Оказалось, что все это расстояние он шел с переломом голени, не чувствуя боли.
"Рельеф не читался, мороз минус 40"
Спасатели "горняшки" не боятся — они постоянно тренируются с набором высоты. Настоящая беда для них — неквалифицированные гиды, которые ведут группы на Эльбрус, говорит спасатель 1-го класса Эдуард Моллаев. Часто они сами никак не подготовлены и не знают, что делать в чрезвычайных ситуациях.
"Зимой сюда приехала индианка с гидом из Челябинска. Сходили на вершину, спустились на седловину (место между двумя вершинами Эльбруса — прим. ТАСС), на высоту 5300 м. Испортилась погода, они зашли в хижину. Парень оставил клиентку там одну, а сам пошел вниз, чтобы сообщить спасателям. Мы смогли спустить ее только под утро — была метель, рельеф не читался, мороз минус 40, ветер… Понимаете, там есть связь, но этот парень даже не попробовал просто позвонить, вызвать спасателей и понемногу вести женщину вниз, нам навстречу — так вся операция заняла бы час-полтора", — рассказывает Эдуард.
Сейчас в отряде 78 аттестованных спасателей и две вакансии открыты, хотя желающих, по словам руководителя, хоть отбавляй. Но попасть в отряд непросто. Минимальные условия при приеме на работу — выносливость и умение кататься на лыжах. Желателен спортивный разряд по альпинизму, обязательны высшее образование и служба в армии.
Моллаев пришел в отряд 11 лет назад. "Я горы люблю, на лыжах катался, ребят здешних всех знал. Понимал, что сюда трудно попасть, но ходил, тренировался, а потом здесь освободилось место… Самое сложное, конечно, сами спасработы. Бывало так, что мы с одних спасработ спускались и едва ли не сразу уходили на следующие, и все были сложными — на Эльбрусе, в ущельях. Сейчас много альпинистских маршрутов закрыто, но на гору все равно ходят, много неопытных. Люди смотрят на Эльбрус и недооценивают его, не рассчитывают сил", — рассказывает он.
"Риск есть практически всегда"
Чтобы вызвать спасателей, действительно достаточно телефонного звонка, подтверждает начальник поисково-спасательного подразделения. Довольно часто бывают и ложные вызовы: покорив Эльбрус, туристы зовут на помощь, потому что просто выдохлись. Чтобы добраться до терпящих бедствие туристов, нужно время. К тому же не всегда удается быстро определить, куда надо идти.
"Однажды на горе заблудился лыжник, который катался вне трасс. Мы его спрашиваем: дай хоть какой-то ориентир, что видишь рядом с собой. А он отвечает: вижу созвездие Большой Медведицы! Но мы его все же нашли, потому что примерно знаем, где люди обычно катаются вне трасс", — рассказывает Джаппуев.
Иногда быстро прийти на помощь не дает погода. Спасатели Эльбруса умеют работать при температуре ниже 45 градусов и шквальном ветре, и все же бывают ситуации, когда операцию приходится отложить.
"В позапрошлом году два друга поднялись в хижину на седловине. У одного оказалось обморожение пальцев. Второй пришел вниз к спасателям, требовал поднять вертолет, но это было невозможно из-за погоды. Мы тоже не смогли подняться туда ночью — видимости не было, ветер сдувал, с акьей (спасательные сани — прим. ТАСС) на спине идти было совсем невозможно. На следующее утро пострадавший сам вышел к нам навстречу", — рассказывает спасатель 1-го класса Руслан Шамприани. В спасотряде он уже 15 лет, на его счету не один десяток спасенных жизней.
Спасатели выходят на помощь при малейшей возможности, подтверждает замначальника отряда Альберт Хаджиев. "Хотя у нас есть положение о том, что при наличии риска для жизни спасателя работы могут быть прекращены, мы всегда делаем все возможное, чтобы спасти пострадавшего. Хотя риск есть практически всегда", — говорит он.
Полностью избежать трагедий не удается. Чуть ли не каждый год на Эльбрусе люди гибнут и пропадают без вести. В прошлом году спасатели больше месяца искали офицера американской полиции Стивена Бира, который отправился на вершину в одиночку. "Он практически без акклиматизации пошел, был физически хорошо подготовленный, видимо, понадеялся на свои силы… Мы сделали огромное количество облетов, обследовали практически каждую трещину — и с воздуха, и в пешем порядке. За это время нашли пятерых пропавших без вести в 2004 и 2006 годах, а его обнаружить так и не удалось", — рассказывает начальник спасотряда Гулиев.
Музей спасателей Эльбруса
Спасательной службе на Эльбрусе не меньше 80 лет. В 1935–1937 годах здесь уже были альпинистские маршруты и были спасатели. Несколько лет назад отряд начал создавать свой музей. На стенах — черно-белые фотографии: старые села у подножия Эльбруса, строительство приютов, большие мохнатые животные, тянущие в гору какой-то груз.
"Это яки. Пока не построили дорогу, именно на них возили все материалы для строительства приютов, в том числе "Приюта 11" (до пожара в 1998 году — самая высокогорная гостиница в России, расположенная на высоте 4050 м — прим. ТАСС) и первых станции канатной дороги", — рассказывает Гулиев.
На более поздних фото — массовые восхождения, в том числе мировой рекорд 1960 года, когда на Эльбрус одновременно поднялись 1395 человек, покорение вершины на мотоцикле в 1963-м… Здесь есть старые советские лыжи с ботинками на шнурках и деревянные лыжи времен Великой Отечественной войны, советское и немецкое оружие, которое находят на Эльбрусе до сих пор. Музей продолжает пополняться, в том числе наградами самого высокогорного в России спасательного отряда. В 2016 году он был признан лучшим спасотрядом России, в 2017 году занял второе место. "В этом году снова будем завоевывать Россию!" — обещает начальник отряда.
Елена Гриценко