17 АВГ, 12:56

Первая верфь Чукотки. Как местные компании помогают развивать морзверобойный промысел

Компания "Алеут" запустила в Анадыре производство лодок для морских охотников и всего населения. Их не нужно будет доставлять в регион, что значительно снизит стоимость на местный транспорт

Морзверобои Чукотки уже около 40 лет не получали новых лодок. Их созданием занялась компания-резидент территории опережающего развития "Беринговский". Совместно с коллегами из Санкт-Петербурга мастера разработали удобный и прочный транспорт. Первую партию уже показали на празднике морзверобоев "Берингия". Об особенностях работы верфи в условиях Крайнего Севера — в материале ТАСС.

Устаревший флот Чукотки

Последний раз маломерные лодки в регион завозили в 70-е годы прошлого века. Сейчас большинство из них уже в плохом состоянии, и из-за этого увеличивается число несчастных случаев на воде. Поэтому на Чукотке решили открыть собственное производство. К тому же новая верфь решит главную проблему — экономии на доставке готовых лодок. Сейчас в один контейнер можно погрузить всего лишь 20–30 комплектов для производства, этого недостаточно и поэтому  стоимость возрастает.  

Кораблестроителям помогают коллеги из Петербурга. Правда, их пришлось даже уговаривать пойти на сотрудничество, ведь изготовление лодок для арктических условий имеет свои особенности, с которыми коллеги не сталкивались.

Верфь располагается в двух цехах в черте города. Резидент вложил в неё около 10 млн рублей. По предварительным подсчетам, проект должен окупиться через пять-шесть лет. Во многом все зависит от того, насколько продукт будет востребован. Морзверобойные лодки стоят от 900 тыс. до 1 млн рублей. Для сравнения — стоимость самой дорогой обычной лодки составляет 450 тыс.

Кстати,на производстве побывал полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев и поставил задачу разработать программу, для того чтобы лодка для районов стоила столько, сколько и в Анадыре.

"Мы покупаем у коллег комплекты для лодок, а собираем здесь сами. Пока модельный ряд представлен пятью моделями от трех до шести метров. Сварка самой простой лодки занимает два-три дня, самой сложной — до полутора недель. Потом идет сборка, установка навесного оборудования. В зависимости от модели этот процесс занимает от двух дней до недели", — рассказывает руководитель "Алеута" Александр Ендальцев.

Сейчас на сборке работают пять человек — два сварщика из Санкт-Петербурга и трое специалистов анадырской компании, которые дважды прошли обучение на производстве у партнеров. Петербургские кораблестроители будут присылать своих мастеров на производство до тех пор, пока не убедятся в том, что их северные коллеги уже готовы работать самостоятельно.

Лодки для морзверобоев

В апреле прошлого года представители "Алеута" вместе с бывшим главой Чукотского района Михаилом Зеленским побывали в двух селах муниципалитета — Лаврентия и Лорино. Они встретились с морскими зверобоями и вышли с ними в море на старых лодках. По возвращении кораблестроители связались с партнерами, разработав на основе всех пожеланий охотников проект. И уже в октябре анадырцы сделали пилотную лодку, которую отдали на испытание морзверобоям.

"Мы испытывали ее совместно, получили еще ряд пожеланий для доработки, в этом году уже идет серийное производство с учетом всех мнений. Пожелания в основном касались комфортного нахождения охотника в лодке — ящики и крепления для хранения оружия, удобное место для гарпунера. Была просьба уменьшить кильватерность, чтобы сохранить устойчивость лодки на волне. Теперь делаем два вида лодок для морзверобоев — большой китобой и маленький китобой в количестве десяти штук. Они отличаются размерами и функционалом: большой — порядка шести метров и предназначен для транспортировки добычи, малый — в районе пяти метров и нужен для поиска китов и моржей. Основное количество идет на север Чукотского района — села Нешкан, Уэлен. Две лодки поступят на службу охотников из Уэлькаля в городском округе Эгвекинот, также поставим лодки на службу и морзверобоев Провиденского городского округа — Новое Чаплино, Сиреники", — рассказывает директор компании.

При строительстве лодок используется специальный морской алюминий, который не подвергается коррозии. Срок службы лодки составляет десять лет. Она проектировалась для работы в жестких условиях, поскольку киты и моржи могут напасть на морзверобоев во время охоты. Лодка способна выдержать удар животного в борт, который дополнительно увеличен. Рассчитана она и на использование при сильных рваных морских волнах.

Сейчас компания уже организовала пункт ремонта в селе Лаврентия Чукотского района, там имеется оборудование и баллоны с газом. Есть пожелания от морских охотников сделать аналогичный и в Провиденском городском округе. Специалиста-ремонтника из числа коренных малочисленных жителей Чукотки обучили за счет предприятия. Он представляет общину морских охотников "Дауркин" и прошел курсы обучения сварщиков в Санкт-Петербурге и небольшую стажировку у коллег. После этого его направили в Москву на вводный курс по обслуживанию моторов и специализированный курс по эксплуатации и ремонту лодочных моторов. Всего курсы заняли два с половиной месяца.

"Нам интересно работать с местными, они хорошо знают условия жизни на Севере и работают на совесть, потому что во многом делают работу для себя. Сейчас в стране практически нигде не учат проектировщиков и сборщиков маломерных лодок. Мы выходили из ситуации на своем энтузиазме, что-то изучали сами, где-то прибегали к советам мастеров, которые уже давно занимаются этим делом. Продолжаем сотрудничать с двумя проектировщиками из Санкт-Петербурга, но им больше 60 лет, молодежи пока не видно. Поэтому есть интерес выучить свои кадры", — отмечает Ендальцев.

Новый общественный транспорт

Параллельно на верфи делают лодки для населения. На Чукотке это средство для существования и коммуникации. Между некоторыми населенными пунктами можно передвигаться только морским путем. Для местных их продают по цене партнеров из Санкт-Петербурга, поскольку покупатели не переплачивают за доставку.

Также компания готова производить алюминиевые баки для чукотских внедорожников — ТРЭКОЛов и для лодок. Постепенно машиностроение переходит на такие детали. Специалисты "Алеута" уже начали чинить снегоходы, а в прошлом году сварщики ездили в региональный аэропорт и ремонтировали систему по подогреву топлива в заправщиках.

В дальнейших планах разработка лодки со сдвижной кабиной. Похожая выпускалась в Советском Союзе и называлась "Сарепта". Есть потребность и в плоскодонных лодках с навесным мотором. Это связано с тем, что на Чукотке еще осталось много моторов времен СССР, которые можно с успехом использовать и на новых лодках. Делают на верфи и алюминиевые нарты (длинные сани для езды на собаках и оленях — прим. ТАСС) .

ТОР и планы на будущее

Вступить в ТОР "Беринговский" предприятию во многом помог Фонд развития и прямых инвестиций Чукотки. Его специалисты помогли будущему резиденту собрать и оформить необходимые документы, рассказали обо всех налоговых преференциях особой экономической зоны, а теперь занимаются документальным сопровождением проекта. Они же предложили руководству компании заняться сертификацией выпускаемой продукции, чтобы она получила чукотскую прописку.

Сейчас лодки выпускаются под брендом "Беркута", но после сертификации станут выходить уже под флагом "Алеута", что станет дополнительной рекламой для региона. Благодаря режиму ТОР компании удалось возместить часть расходов на приобретенное оборудование, в частности на автомобиль с краном, который перевозит лодки.

В планах предприятия — расширить сотрудничество с петербургскими партнерами. Для этого анадырская компания строит дополнительный цех в Ленинградской области.

"Чтобы подготовить нам комплекты лодок, наши партнеры целый месяц вынуждены работать только на нас, что парализует работу всего цеха. В новом цеху будет располагаться наше и их производство. Там мы установим большое оборудование — фрезерный станок, который весит порядка 12 тонн, гибочный станок, который даже в собранном виде не помещается в контейнер. Это позволит не останавливать их производство и сотрудничать постоянно рядом с ними. Есть в планах расширить производство и на Камчатку. Тем более что технологии нам понятны, а процессы за год отработаны", — отмечает Александр Ендальцев.

Сергей Сысойкин

 

Читать на tass.ru
Теги