"Для меня не было никаких сомнений в том, что церковь должна быть восстановлена. Безусловно, мы определимся с идеологией возрождения утраченного храма, взяв за основу выводы специалистов и экспертов. Но уже сегодня правильность принятого решения подтверждается тем, что люди со всей страны и мира стали благотворителями и меценатами в восстановлении храма. Я считаю, что это — пример в первую очередь нашего духовного единения и уверенности в том, что храм будет восстановлен и обретет новую жизнь", — сказал глава Карелии Артур Парфенчиков.
Успенская церковь, сгоревшая в августе 2018 года, на протяжении нескольких веков была и остается не только уникальным памятником деревянного зодчества, но и символом духовности всего русского Севера, считает глава республики. И с ним не только в Кондопоге, но и далеко за ее пределами согласны очень многие.
Консервация памятника
Проведенные работы показали: после пожара сохранилось 17 венцов алтарного прируба и отдельные конструктивные элементы. Это очень поможет в восстановлении, так как именно останки содержат полезную информацию об аутентичных приемах и технологиях, использованных при строительстве.
"Работы по консервации мы должны завершить до конца года. Пока не родится проект, пока он не пройдет утверждение, сроки его реализации называть преждевременно. Это не тот случай, когда нужно торопиться", — говорит Юлия Алипова, начальник управления по охране объектов культурного наследия Карелии.
Бревна, которые важны для изучения геометрических параметров, характера обработки материала мастерами, строившими Успенскую церковь, сложили отдельно. Их перевезут на хранение на большой склад в Кондопоге.
"Мы надеемся, что будет возможность и сами восстановительные работы вести под крышей. Перевозить бревна с помощью спонсоров мы планируем после того, как подмерзнет грунт, так как сейчас условия для работы тяжелой техники крайне неблагоприятные. Также есть предварительная договоренность со спонсорами о предоставлении пиломатериалов для того, чтобы оставшуюся на историческом месте часть сруба храма защитить снаружи от снега, наледи", — пояснила Алипова.
Сохранившиеся бревна обратно в сруб завести не удастся: при пожаре произошла слишком большая потеря диаметра, проще говоря, бревна сильно обгорели. Поэтому специалисты предлагают разные варианты их использования — например, изготовить из пострадавшего, но аутентичного дерева столярные изделия для новой Успенской церкви.
Остатки, которые в дело не пойдут, захоронят согласно церковным канонам в местном карьере. "Бревна привезут, мы — священники — приедем и совершим захоронение с молебном. Не полагается остатки разрушенного или погибшего храма просто разбросать как мусор. Святыня — она всегда, даже когда она погибла. Мы надеемся, что это произойдет в течение месяца", — пояснил протоиерей, настоятель Кондопожского прихода Лев Большаков.
Восстановить все
Большинство специалистов Научно-методического совета по культурному наследию и Управления по охране памятников Карелии поддерживают идею научно обоснованного воссоздания храма. За работы должны взяться профессионалы, которых надо выбрать совместно, а не определить в результате конкурсных процедур, рассказала Юлия Алипова.
"Эксперты говорят, что восстановление храма возможно при условии коллегиального определения организации с самыми лучшими специалистами, потому что очень много зависит от выбора материала, грамотного умения владеть плотницким инструментом и знания исторических технологий. Данные условия невыполнимы, если мы будем вынуждены руководствоваться федеральным законом о госзакупках. Мы понимаем, что когда финансирование идет за счет государственных средств, то это трудновыполнимая задача, но вместе с тем известны случаи, когда отдельным распоряжением правительства России при реставрации памятников закупка осуществлялась у единственного поставщика", — сказала Юлия Алипова.
После пожара специалисты, которые обследовали церковь в 2012 году, попытались максимально идентифицировать бревна, составили картограммы конструкций на основе имеющихся чертежей, обозначили, где что лежит, — говорит Алипова, подчеркнув, что большую часть бревен промаркировали, обмерили, отсортировали. — В нашем распоряжении имеется очень много проектных и изыскательских материалов, позволяющих достоверно по крупицам восстановить то, что на настоящий момент утрачено".
Волонтеры просеяли и убрали в сторону уголь, помогли собрать все металлическике детали: кованые гвозди, решетки, дверную и оконную фурнитуру. "Специалисты уверяют, что возможно говорить о реставрации и использовании кованых изделий, и эти элементы смогут вернуться на свои родные места", — пояснила Юлия Алипова.
Храм был построен из сосны. Средний диаметр бревен 35−40 см, диаметр некоторых достигал 85 см. Руководитель архитектурно-реставрационного центра "Заонежье" Виталий Скопин, организация которого работает на реставрации Преображенской церкви на острове Кижи, уверен, что подобную многовековую древесину можно найти в Карелии. Правда, на это потребуются месяцы. "Церковь создавали профессионалы, и тот почерк, который мы видим на памятнике, говорит о высшем уровне мастерства", — сказал Скопин.
Известный в Карелии архитектор-реставратор Татьяна Вахрамеева также уверена, что восстановить церковь с высокой достоверностью можно, так как есть хорошие обмерные и исследовательские материалы. "Конечно, с убранством проблематичней, так как были иконы, небо расписное. Хорошие художники их тоже могли бы сделать".
Эксперты сошлись во мнении, что работы по восстановлению должны вести хорошие специалисты по реставрации памятников деревянного зодчества, а не случайные фирмы.
Народный сбор
Что касается миссии по сбору средств на восстановление, ее взял на себя благотворительный фонд "Северный духовный путь".
"На сегодняшний день собрано более четырех миллионов рублей. Средства приходят из многих регионов России. Поразило и то, что откликаются не только православные, но представители других религиозных конфессий — из Чечни, Татарстана. Это говорит о единстве нашей страны", — отметил Александр Лысенковский, директор фонда.
В поддержку восстановления Успенской церкви во Владивостоке, Москве и Кондопоге прошли благотворительные концерты. "Следующее мероприятие состоится в Петрозаводске: Музыкальный театр Карелии даст оперу "Кармен", а все средства от продажи билетов будут переданы на восстановление уникального памятника", — отметил он.
Бюджетные деньги на создание памятника власти Карелии тратить не планируют.
"Мы будем делать за счет пожертвований. Я думаю, что это правильно. Должна быть всенародная тема и, учитывая, что деньги на воссоздание церкви поступают со всех регионов России и из-за рубежа, наверное, это правильный подход. В этом определенная духовная составляющая храма, так строили наши предки", — говорил ранее ТАСС Артур Парфенчиков.
Благословили на мечту
В Карельской епархии поддержали инициативу властей создать на месте утраченной церкви новый храм.
"Уже помолились, совершили молебен на начало доброго дела. Призвали благословение Господне. Это был четвертый храм на этом месте, будем строить пятый", — сказал митрополит Петрозаводский и Карельский Константин.
Настоятель Кондопожского прихода, 73-летний Лев Большаков считает, что с утратой церкви пропало то, что многим очень дорого. "Это как потерянный любимый человек. Когда в день пожара подъезжал к церкви и не видел на фоне неба этого очертания — это было жутко. И не мне одному, а всем", — рассказал он.
Лев Большаков надеется, что на создание нового храма уйдут годы, а вовсе не десятилетия, как полагают некоторые. Год нужен только на хорошее продумывание проекта, считает он.
Эта мечта была бы неосуществима, если бы не было очень хороших обмеров этого храма. "Что было, невозможно вернуть в точности, но возможно вернуть присутствие на этом месте в точности повторяющий прежний храм. И люди будут знать, что умеют делать, а не только терять. Это достаточные основания, чтобы делать снова", — отметил протоиерей.
"Я бы хотел дожить. Мне 73 года. Я так прикидываю, еще лет десять могу протянуть. Очень бы хотелось дожить", — отметил он.
Школьник-поджигатель
Пожар произошел утром 10 августа. Церковь вспыхнула, как спичка, и сгорела меньше чем за час.
По версии следствия, подросток, гостивший на каникулах у бабушки, живущей недалеко от церкви, поджег храм 1774 года постройки. ГУ МЧС России по Карелии тоже располагает данными, позволяющими считать произошедшее поджогом.
Изначально в поджоге храма заподозрили туристов, которые посещали его за несколько минут до возгорания. 15-летний школьник из Петрозаводска попал под подозрение следователей позже. До этого случая юноша не оказывался в поле зрения правоохранителей. По факту поджога возбудили уголовное дело.
После ЧП школьника поместили в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД, а после суда ему назначили судебную психолого-психиатрическую стационарную экспертизу. Адвокат и следователь не комментируют ход уголовного дела. В пресс-службе управления СК РФ по Карелии ТАСС лишь рассказали, что молодой человек находится в статусе подозреваемого, а по делу проводится пожарно-техническая экспертиза.
Мама подозреваемого Лариса Шарапова с журналистами не общается, но 24 октября на своей странице в соцсети "ВКонтакте" она написала, что виноваты в случившемся родители, преподаватели и интернет. По ее мнению, родителям нужно научиться лучше понимать и любить детей, а преподаватели должны стать учителями, взявшими на себя ответственность за воспитание достойного гражданина, а не просто специалистами, дающими информацию по предметам.
"Правительство законодательно должно запретить распространение в СМИ и интернете любой информации, направленной на разрушение человека — духовное и физическое", — считает женщина.
Игорь Лукьянов