Верованиям народа мари, относящегося к финно-угорской группе и живущего в Республике Марий Эл, — почти 15 столетий. С VI века народ хранит традиции поклонения божествам, олицетворяющим силы природы.
Точную дату возникновения марийской веры установить невозможно, утверждают ученые. Однако в период VI–IX веков, когда формировался марийский этнос, верования уже существовали, рассказал Никандр Попов, старший научный сотрудник Марийского НИИ языка, литературы и истории имени Васильева.
Верховное божество марийцев — Кугу Юмо (Кого Йымы), олицетворяющее Вселенную, небесные и земные природные силы, единство происхождения народа от одного прародителя.
Божества делятся на две группы: высшие и низшие. Самых главных два: добрый — уже упомянутый Юмо и злой — Кереметь. У Юмо есть свита: мать, создатель и предопределитель, пророк, докладчик, ангел-хранитель. Высших божеств около 30. Есть и подчиненные: например, только покровителей земледелия — более 15, а есть еще богини природы, наиболее почитаема из которых богиня рождения — Шочын Ава. Всего же, как говорит Попов, насчитывается 180 божеств и духов.
Характерная особенность марийской религии — общественные жертвоприношения в честь покровителей земледельческого труда, которые проводятся в специально отведенных для молений рощах.
Главное моление
На одном из таких обрядов, прошедшем в этом году в роще Куженерского района, удалось побывать и корреспондентам ТАСС.
"Это главное моление всех марийцев, оно в этой роще проходит раз в пять лет. На сегодня исследовано около 300 священных рощ, в Куженерском районе их 64 зарегистрировано, из них в 29 идут моления регулярно", — рассказал Альберт Рукавишников, глава общины марийской традиционной религии "Ошмарий-Чимарий". Он является и марийским жрецом — картом.
Подготовку начали рано утром, когда около тысячи человек, включая большое количество молодежи, собрались в роще. В этот раз жертвенным животным выбрали гуся (также жертвой могут быть избраны баран, овца и лошадь).
Пока ощипывали и разделывали птицу, в огромных железных котлах кипела вода. Всего котлов было несколько десятков, в одних варилось мясо, в других — каша. Когда все было готово, накрыли жертвенные столы, на которые положили хлеб, тарелки с едой и зажгли свечи.
После всех приготовлений началось само моление: на марийском языке читали молитвы, под которые окуривали дымящейся головешкой еду.
Достучаться до небес
"В православии есть традиция колокольного звона, а у нас это удар ножа о топор", — поясняет Рукавишников. Этот звук у марийцев символизирует стремление "достучаться" до Всевышнего, Божьей Матери или других богов.
После проведения обрядов верующие вместе с гостями приступили к трапезе.
Как учат марийским обрядам
Около 14% жителей Марий Эл — приверженцы традиционной религии. В республике для них создано 13 общин, учетом которых занимается Республиканский центр марийской культуры.
По данным секретаря Галины Ласточкиной, центр проводит обряды, а также помогает создавать такие же религиозные общины для марийцев, живущих в других регионах: шесть создано в Башкирии, по одной — в Нижегородской области и Татарстане. Галина рассказала, что помимо этих регионов марийцев много в Свердловской и Пермской областях.
"Молодежь перенимает традиционные верования марийцев. Особенно много молодых людей на летних молениях. При этом они приезжают не только из Марий Эл, но и из других регионов. Там наглядно можно увидеть, что молодежь хочет узнать нашу традиционную марийскую религию, перенять опыт наших картов. Они активно помогают в облагораживании священных мест", — рассказала Ласточкина.
В этом году центр открыл марийскую школу, где желающие в рамках программы профессиональной переподготовки специалистов в сфере национальных и религиозных отношений смогут не только больше узнать о традиционной религии марийцев, но и изучить создание некоммерческих организаций, делопроизводство, бухучет. Обучение длится восемь месяцев, слушатели учатся одну неделю в месяц. Выпускникам будет выдан сертификат о том, что они являются специалистами по истории религии. Такие специалисты могут служить и жрецами (картами).
Школа открылась в начале октября, сейчас в ней занимаются 20 слушателей. Марийцы, живущие в Башкирии, уже обратились в центр с просьбой о создании у них аналогичной школы. Один из слушателей курса, 36-летний Александр Степанов, объяснил, что хочет быть ближе к традициям предков, проводить семейные моления и подтянуть марийский язык. Марийские верования помогают ему в жизни, отметил Степанов.
Олег Павленко