9 СЕН, 11:34

Падение Японской империи: Маньчжурская операция как последний аккорд Второй мировой

2 сентября 1945 года императорская Япония подписала акт о капитуляции. Советский Союз принудил ее к сдаче, проведя Маньчжурскую наступательную операцию. Портал DV.land — о подробностях тех событий

К августу 1945 года Италия перешла на сторону союзников, а Германия была полностью разгромлена и капитулировала. Последним оплотом "оси" оставалась Японская империя, ожесточенно сражавшаяся с американцами на Тихоокеанском фронте. Японцы терпели поражения по всему театру военных действий, но сдаваться вовсе не собирались.

Это очень походило на безумие обреченных: пилоты-камикадзе, одиночные подводные лодки, начиненные взрывчаткой, самураи с катанами, бросающиеся в рукопашную схватку с криком "Банзай!". Японские солдаты готовы были стоять насмерть за своего императора и загубить еще множество жизней.

Почти 2 млн американцев и их союзников продолжали сражаться против 7-миллионной армии императорской Японии на островах, разбросанных в Тихом океане, и американское командование прогнозировало, что активные боевые действия до полного поражения Японии могут длиться еще по меньшей мере два года.

Хидэки Тодзио, премьер-министр Японии и министр армии, один из инициаторов атаки на американскую базу в Перл-Харбор в 1941 году, взлет карьеры которого начался во время службы в Квантунской армии, говорил: "Если эти белые дьяволы высадятся на наши острова, то японский дух уйдет в нашу великую цитадель — Маньчжурию, где у нас есть несокрушимая доблестная Квантунская армия".

25 июля 1945 года президент США Гарри Трумэн, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и президент Китайского национального правительства Чан Кайши выдвинули перед Японией условия капитуляции. Потсдамский ультиматум гласил, что если Япония не примет предложенные условия, ее подвергнут "скорейшему и полному уничтожению".

Япония ультиматум отвергла, и 6 августа американский бомбардировщик B-29 под названием "Энола Гэй" сбросил на Хиросиму "Малыша" — атомную бомбу мощностью 18 килотонн. Японцам четко дали понять, что такое "скорейшее и полное уничтожение". Но даже это произвело впечатление лишь на некоторых министров правительства, остальные были полны решимости продолжать борьбу до конца.

Помочь "склонить Японию к миру" мог только Советский Союз. К тому же атака на японские войска в Маньчжурии полностью соответствовала интересам Советского Союза. Япония с 1941 года готовила тщательный план вторжения в СССР и держала у самых его границ почти полуторамиллионную Квантунскую армию. Раз и навсегда покончить с этой угрозой было важной государственной задачей.

5 апреля 1945 года советское правительство официально заявило, что советско-японский пакт о нейтралитете, заключенный еще в 1941 году, более недействителен. Теперь терпящая поражения по всем фронтам японская армия вынуждена была уделить внимание еще и новой угрозе: требовалось усилить оборону в Маньчжурии, что было невероятно важно для обеспечения бесперебойных поставок ценного сырья из Кореи и Китая.

В течение очень короткого времени, всего за четыре месяца, японцы дополнительно развернули в Маньчжурии 24 пехотные дивизии и десять бригад, при том что на конец 1944 года на этом направлении несли службу всего девять пехотных дивизий. Подготовить и хорошо вооружить такое количество бойцов в столь сжатые сроки было просто невозможно. Почти половину Квантунской армии, готовившейся защищать империю от нападения большевиков, составляли плохо обученные призывники самого младшего возраста и привлеченные из запаса ограниченно годные солдаты, не подошедшие в свое время императорской армии по медицинским показаниям.

Остро не хватало вооружения и боеприпасов, новые дивизии были практически не обеспечены артиллерией и бронетехникой, а та, что имелась в наличии, устарела. Это касалось как японских танков ("Ха-Го", "Чи-Хе" и "Чи-Ха"), самолетов, так и противотанкового вооружения. Старые противотанковые пушки малых калибров были просто неспособны бороться с современными советскими бронемашинами.

Однако японцы успели основательно укрепиться в Маньчжурии: к августу 1945 года в своей зоне ответственности они возвели 17 укрепрайонов — более 8 тыс. долговременных огневых точек из железобетона и камня. Каждый из укрепрайонов представлял собой выстроенную по всем правилам фортификации глубоко эшелонированную систему обороны, растянутую на 50–100 км по фронту и имеющую до 50 км глубины.

В степи были построены аэродромы для транспортной и истребительной авиации — всего 133 аэродрома и более 400 посадочных площадок. Суммарная численность японских войск в Маньчжурии к августу 1945 года насчитывала свыше 1,3 млн человек, более 1,2 тыс. танков, около 2 тыс. самолетов и 6,5 тыс. артиллерийских орудий. Это была внушительная сила — последняя надежда "осажденной" Японии.

Еще до окончания активных боевых действий на западе советское командование стало перебрасывать на восток значительные людские и технические резервы: с запада на восток потянулись бесконечные эшелоны; они перевезли свыше 400 тыс. человек, более 7 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок и многое-многое другое. Для того чтобы скрыть истинную цель концентрации таких значительных сил, на Дальний Восток перебрасывали в первую очередь те части, которые были выведены оттуда на Западный фронт еще в начале войны.

Вместе с ранее дислоцированными дальневосточными частями войска вторжения составили три фронта: Забайкальский, 1-й Дальневосточный и 2-й Дальневосточный. Суммарная численность советских войск на этом направлении к августу 1945 года составляла свыше 1,5 млн человек, около 30 тыс. артиллерийских орудий и установок реактивно-залпового огня, более 5 тыс. танков и САУ и около 4 тыс. самолетов. Сухопутные силы поддерживали части и соединения Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии. На стороне Советского Союза также собралась воевать немногочисленная Монгольская народно-революционная армия под руководством маршала Чойбалсана... 

Все подробности Маньчжурской операции читайте в полной версии материала на портале DV.land

Читать на tass.ru
Теги