30 апреля 2014, 12:09

Чистая прибыль РЖД по МСФО в 2013 году упала в 2,6 раза, до 36,7 млрд руб.

ИТАР-ТАСС/ Сергей Узаков

Прибыль снизилась из-за неблагоприятной экономической ситуации, падения доходности грузоперевозок, курсовых потерь и ряда других факторов

МОСКВА, 30 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Чистая прибыль ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2013 году по сравнению с 2012 годом упала в 2,6 раза, до 36,7 млрд руб. Об этом говорится в отчете РЖД.

Снижение чистой прибыли значительно обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией и падением доходности перевозок из-за роста доли низкодоходных грузов в грузообороте РЖД. Кроме того, на падение чистой прибыли повлияли возросшие процентные расходы (на 14,6 млрд руб.) в связи с увеличением финансового долга (с 491,9 млрд руб. на 31 декабря 2012 года до 695,6 млрд руб. на 31 декабря 2013 года), которое было частично компенсировано снижением стоимости заимствований, а также отрицательные курсовые разницы (более 14,6 млрд руб.) против прибыли от курсовых разниц в 2012 году (5,2 млрд руб.).

Доходы от пассажирских перевозок

Выручка РЖД за тот же период выросла на 14,4%, до 1,763 трлн руб. Основными факторами роста в 2013 году стала консолидация логистического оператора GEFCO и увеличение доходов от пассажирских перевозок, отмечают РЖД. Выручка GEFCO по итогам года составила 168,9 млрд руб. (всего доходы от предоставления логистических услуг по итогам 2013 года составили 179,2 млрд руб. против 8 млрд руб. годом ранее). Доходы от пассажирских перевозок увеличились на 7,1% за счет роста пассажиропотока и повышения тарифов. Доходы от грузовых перевозок по сравнению с 2012 годом выросли на 1% на фоне снижения средней доходности перевозок из-за изменения структуры грузов и роста порожних пробегов.

Операционные расходы РЖД по итогам 2013 года выросли на 17,8%, до 1,689 трлн руб. Ключевыми факторами роста стали консолидация компании GEFCO, увеличение амортизационных отчислений, а также налоговых выплат в результате отмены льгот по налогу на имущество и расходов на персонал.

Показатель EBITDA

EBITDA по итогам 2013 года составил 332,9 млрд руб. (в 2012 - 356,3 млрд), рентабельность по EBITDA - 20,4% против 23,2% в 2012 году, что соответствует прогнозам РЖД. "На фоне ухудшения экономической ситуации и падения доходности грузовых перевозок компании холдинга реализовали комплекс мер, направленных на сокращение расходов, что позволило достичь запланированных показателей операционной прибыли и сохранить показатели рентабельности в целевом диапазоне", - подчеркивают РЖД. Общий объем уменьшения расходов в 2013 году по сравнению с плановыми показателями составил около 100 млрд руб. за счет оптимизации технологических процессов и расходов на техническое обслуживание инфраструктуры, повышения общей эффективности бизнеса и снижения административных расходов компаний холдинга, а также сокращения объема операций в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

В 2013 году РЖД впервые зафиксировали риски обесценения основных средств. Основными причинами стали снижение ожидаемых объемов пассажирских перевозок в дальнем следовании в неблагоприятных экономических условиях, недостаточная индексация тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании, а также убыточность пригородных перевозок в условиях недостаточной компенсации недополученных доходов из-за тарифного регулирования в пассажирском сегменте. В условиях дальнейшего ухудшения экономической ситуации и установления тарифов на грузоперевозки ниже экономически обоснованного уровня соответствующие риски могут возрасти, отмечают РЖД.

Соотношение чистого долга РЖД к EBITDA на 31 декабря 2013 года составило 1,74, что выше, чем аналогичный показатель на 31 декабря 2012 года - 0,93. Рост связан со снижением показателя EBITDA и увеличением объема финансового долга холдинга, в первую очередь за счет выпуска инфраструктурных облигаций с целью финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. В 2013 году РЖД разместили шесть выпусков инфраструктурных облигаций на общую сумму 150 млрд руб. со сроками погашения от 15 до 30 лет, что существенно увеличило среднюю срочность заемного капитала РЖД с 4,9 лет на 31 декабря 2012 года до 9 лет по состоянию на 31 декабря 2013 года.

Объем капитальных вложений РЖД в 2013 году составил 566 млрд руб. по сравнению с 578,6 млрд руб. годом ранее.

В первом квартале 2014 года по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) чистый убыток РЖД составил 10,2 млрд руб. против прибыли в 10,9 млрд руб. за аналогичный период годом ранее. Выручка компании в первом квартале 2014 года изменилась незначительно и составила более 342,9 млрд руб. Валовая прибыль сократилась на 11,4%, до 30,05 млрд руб.