30 июля 2014, 15:02
Проблемы "Мечела"

Игорь Зюзин не вписывается в план спасения "Мечела"

ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев

Потеря контроля основным акционером является временной мерой

МОСКВА, 30 июля. /ИТАР-ТАСС/. Правительство согласовало две схемы реанимации перегруженной долгами металлургической группы "Мечел". Оба варианта исключают банкротство. Зато предполагают потерю контроля основным акционером Игорем Зюзиным, но как временную меру.

"То, что правительство могло сделать, - оно сделало. Выработаны два альтернативных варианта, как сохранить компанию, как миновать процедуру банкротства.

Конкретный выбор сейчас остается за кредиторами и собственниками "Мечела", - заявил в среду журналистам помощник президента Андрей Белоусов. Он подчеркнул, что оба варианта предполагают "временную смену собственника". "Насколько сейчас руководство "Мечела" проявит добрую волю и они смогут договориться с кредиторами - от этого зависит дальнейшее развитие ситуации", - сказал чиновник.

В отсутствие "доброй воли" Белоусов не исключил рассмотрение вопроса о банкротстве компании, "если руководство и собственники "Мечела" откажутся от всех предлагаемых им схем спасения".

Долги "Мечела"

Суммарный долг "Мечела" составляет $8,3 млрд при выручке за 2013 год на уровне $8,6 млрд. За пользование кредитами в прошлом году "Мечел" заплатил около $740 млн при EBITDA в $730 млн.

Группа Зюзина (владеет 67,42% акций) объединяет производителей угля, железорудного концентрата, стали, проката, ферросплавов, продукции высоких переделов, тепловой и электрической энергии. В компанию, основанную в 2003 году, входят производственные предприятия в регионах России, а также в США, Литве и на Украине.

В течение последних пяти лет "Мечел" занимал на разработку Эльгинского месторождения в Якутии, строительство рельсобалочного стана в Челябинске, а также на покупку ряда активов, в том числе за рубежом. Основными кредиторами компании выступают Сбербанк ($1,3 млрд), Газпромбанк ($2,3 млрд) и ВТБ ($1,8 млрд).

Новые проекты еще не приносят прибыль, также на ситуацию в компании негативно повлиял спад на рынках металла и коксующегося угля, где цены находятся на семилетнем минимуме. "Компания испытывает недостаток свободных денег и вынуждена финансировать обслуживание кредитов за счет оборотного капитала , что приводит к сбоям в операционной деятельности", - утверждает источник ИТАР-ТАСС, знакомый с ходом обсуждения проблемы.

С учетом того, что предприятия "Мечела" являются системообразующими в 12 российских регионах (на заводах работают около 72 тыс. человек) и градообразующими для девяти моногородов, вопрос поддержки концерна был поднят на уровень правительства.

Схемы спасения

Профильные ведомства с участием госбанков, инвестиционных консультантов и финансистов самого "Мечела" рассматривали несколько вариантов реструктуризации долгов. Госбанки разработали схему, согласно которой госкорпорация ВЭБ выкупает у "Мечела" выпуск 15-летних облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, на 180 млрд руб. Эти средства компания направляет на погашение большей части кредитов перед тремя госбанками. В свою очередь банки-кредиторы выкупают облигации ВЭБа на ту же сумму, которые можно будет профондировать через трехлетние инструменты рефинансирования Центробанка.

Кроме того, на период согласования этой сделки ВЭБ может выдать "Мечелу" годовой бридж-кредит на 35 млрд руб.

ВЭБ эта схема ранее не устраивала из-за дополнительных рисков. "Любое участие в реструктуризации долга "Мечела" для нас убыточно", - сказал в среду глава ВЭБа Владимир Дмитриев. Источник в ВЭБе объяснял, что модели реструктуризации, подготовленные банками-кредиторами, ориентируются на оптимистичные макроэкономические предпосылки, а принятие более консервативных оценок приводит к ухудшению прогноза.

Альтернативная схема предполагает конвертацию долга перед банками-кредиторами в акции компании, в таком случае доля основного владельца "Мечела" Игоря Зюзина снизится с нынешних 67,42 до 5%. 

По неофициальной информации, Зюзина при такой схеме не устраивали широкие права кредиторов по управлению "Мечелом". В ВТБ отказались от комментариев. В Сбербанке и Газпромбанке затруднились предоставить оперативные комментарии.

Рассматривался и третий вариант: создание консорциума для выкупа активов "Мечела" и, возможно, активов других стальных и горно-металлургических российских компаний - Evraz и принадлежащего ВЭБу "Амурметалла". В этом случае значительно снизилась бы роль Внешэкономбанка в реструктуризации долгов. Но Андрей Белоусов в среду не назвал его в числе приоритетов.

"Кто-то должен пострадать"

Реструктуризация долга с участием ВЭБа, по расчетам аналитика БКС Олега Петропавловского, позволит "Мечелу" снизить ежегодные выплаты по долгам примерно на $150 млн, до $600 млн. "Но это существенно не поможет, поскольку цены на уголь упали", - говорит аналитик.

Оценка ВЭБа выше: снижение процентных ставок с нынешних 11 до 7,5% с помощью выпуска облигаций позволит уменьшить объем процентных расходов компании на $180 млн в год, говорит осведомленный источник ИТАР-ТАСС.

Но в этом случае госбанки обменивают риски "Мечела" на риски квазигосударственной структуры, то есть практически не рискуют, предупреждает Андрей Третельников из Rye, Man & Gor: "Альтернативой с большой долей вероятности может стать участие самих кредиторов в капитале компании".

Оба аналитика считают, что потеря Игорем Зюзиным контроля над компанией в сложившейся ситуации неизбежна. "Если собственник "Мечела" не согласует предложенные варианты, то у банков остается не самый простой, но единственный выход - банкротство компании. В этом случае кредиторы получат активы, вместо того чтобы надеяться на выплату кредитов в будущем", - говорит Петропавловский.

Без убытков и списаний спасти компанию невозможно, кто-то должен пострадать, и, скорее всего, уход Зюзина предрешен, согласен Третельников. Временный характер смены собственника может предусматривать выдачу Зюзину опциона на обратный выкуп всего или части пакета акций, полагает Петропавловский. "Но источники финансирования в данном случае найти будет сложно", - скептичен эксперт.