8 мая 2015, 06:19

СМИ: РЖД претендует на 140 млрд руб. бюджетных субсидий

Кто должен компенсировать убытки монополии - грузоотправители или государство, должны решить чиновники

МОСКВА, 8 мая. /ТАСС/. ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) потребуются 140 млрд рублей субсидий из бюджета на "поддержание финансовой устойчивости", если тариф РЖД в 2016 году будет повышен на запланированные 7,5%, сообщают "Ведомости" со ссылкой на обновленный финансовый план РЖД на 2014-2016 гг.

Кто должен компенсировать убытки монополии - грузоотправители или государство, должны решить чиновники. Минэкономразвития знает об этих предложениях РЖД и с ними не согласно, говорит представитель министерства. "По нашим расчетам, достаточно будет индексации 7,5% на следующий год и субсидии бюджета на уровне 20-30 млрд руб.", - отмечает он.

Представители других министерств, курирующих РЖД, - Минтранса и Минфина на вопросы издания не ответили.

Компания предлагает и другие варианты, как избежать роста субсидий. Нужно повысить тарифы на грузоперевозки на 13%, тогда субсидий понадобится 67,5 млрд руб, а если на 15,7% - то всего 24,1 млрд руб, следует из документа. Только так РЖД в 2016 году выйдет на безубыточный уровень. В 2015 году монополия прогнозирует убыток в 32 млрд руб, в 2014 году он был 44,1 млрд руб. В этом году тарифы РЖД повышены на 10% - больше, чем у других монополий.

В стратегии развития до 2020 года РЖД также указывали на необходимость увеличения господдержки, чтобы не оказаться убыточной. Правда, там на 2016 год РЖД просила в два раза меньше - 75 млрд руб. В стратегии РЖД напоминают, что государство уже предоставляло субсидии "на поддержание операционной деятельности": в 2010 году - 54,2 млрд руб, в 2013 году - 23,7 млрд руб и в 2014 году - 26,7 млрд руб. Этого РЖД оказалось недостаточно, но дефицит средств компания ликвидировала за счет продажи "дочек" и дивидендов от них. Сейчас таких источников у РЖД уже нет, говорил ранее источник, близкий к монополии. Представитель компании от комментариев отказался.

Против роста тарифов на 13-15,7% выступают грузоотправители. Такая индексация приведет не к росту погрузки, как прогнозирует РЖД, а к ее падению минимум на 5%, говорит сотрудник крупной компании-грузоотправителя. Дополнительная индексация тарифа на экспорт и укрепление рубля в этом году приведут к снижению прибыли у ключевых клиентов РЖД, отмечает он. С грузоотправителями соглашаются и операторы.

Газета отмечает, что субсидиями на "поддержание финансовой устойчивости" РЖД в 2016 г не ограничатся. Еще 25 млрд руб компания планирует получить из бюджета в качестве компенсации убытков от предоставления льготного тарифа пригородным перевозчикам и 166 млрд - на увеличение пропускных способностей инфраструктуры /в т.ч. 50 млрд руб - из ФНБ/.