24 июля 2015, 17:01

Национальное рейтинговое агентство России: с рынка по "нитке"

Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

Банк России анонсировал создание нового национального игрока на российском рынке рейтингования, который начнет функционировать уже в конце 2015 года

МОСКВА, 24 июля. /Корр. ТАСС Рита Шпилевская/. Банк России анонсировал создание нового национального игрока на российском рынке рейтингования, который начнет функционировать уже в конце 2015 года и планирует в 2018 - 2019 годах выйти на международные рынки.

Инициаторы проекта рассчитывают, что агентство может окупиться уже через 3-5 лет. В это поверили и крупнейшие участники российского финансового рынка: необходимый пул инвесторов агентства уже почти сложился. Свое участие в проекте подтвердили ВТБ, Росгосстрах, Альфа-банк, Бинбанк. В раздумьях - "Роснефть", "Газпром", СОГАЗ, Абсолют банк, Росбанк.

Планируется, что капитал агентства составит 3 млрд рублей с равным распределением долей между инвесторами в размере до 5% Это позволит войти в капитал структуры более чем 21 акционеру. Предварительная подписка на акции будет проведена до 28 августа 2015 года. Инвесторами могут стать банки, страховые и управляющие компании, а также эмитенты.

"Все выступавшие участники совещания (в ЦБ РФ по запуску проекта) поддержали идею создания нового рейтингового агентства", - сообщила глава проекта, первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова.

Вопрос о создании независимого от Запада кредитного рейтингового агентства встал особенно остро в прошлом году. Первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал это "крайней необходимостью" для российской экономики после того, как международные агентства Fitch, Moody's и Standard&Poor's понизили суверенный рейтинг РФ из-за влияния кризиса на Украине на экономику страны. Подобные действия "большой тройки" вызвали со стороны российских властей упреки в политической ангажированности.

Доля зависит от количества инвесторов

После этого ЦБ и Минфин разработали проект федерального закона, направленного на обеспечение прозрачности и независимости работы рейтинговых агентств в РФ. Документ был внесен в Госдуму в феврале 2015 года и принят в конце июня.

В настоящее время в России работают локальные рейтинговые агентства "Рус-Рейтинг", "Эксперт РА", НРА, АК&M и др. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов ранее заявлял, что локальные игроки этого рынка не соответствуют основным требованиям, введенным в рамках европейского регулирования. Это, по его мнению, означает, что эмитенту, который рассчитывает продать что-то, в том числе и иностранному инвестору, нужно получать международный рейтинг.

В интервью телеканалу "Россия 24" Трофимова подчеркнула, что для того, чтобы максимально минимизировать конфликт интересов, инвесторам предлагается очень распыленная структура собственности, с долями, не превышающими 4,99%, то есть с долями менее 5%.

В Росбанке, глава которого принимал участие в совещании, ТАСС пояснили, что равные доли акционеров будут определены, когда пул инвесторов сформируется окончательно.

"От количества инвесторов и будет зависеть доля каждого акционера, пока это не понятно", - отметил представитель банка.

Трофимова сообщила, что на первоначальном этапе агентство будет работать в России, но планируется постепенный выход на другие рынки. "Прежде всего, это пространство Евразийского союза", - отметила она в беседе с ТАСС.

По классической модели развития

В свою очередь глава ЕАБР Дмитрий Панкин сообщил, что проект рейтингового агентства на Евразийском пространстве был бы интересен для более широкой категории инвесторов.

Но этим аппетиты национального рейтингового игрока не ограничатся, и уже в 2018-2019 годах агентство может выйти на европейские рынки, считает один из источников ТАСС.

Другой собеседник ТАСС подтвердил, что требования для акционеров создаваемой структуры будут соответствовать условиям аккредитации Европейского управления по надзору за рынком ценных бумаг (ESMA).

Организация работы создаваемого агентства будет строиться на "классической модели": генерация доходов произойдет за счет комиссий, которые собираются у клиентов агентства.

По словам Трофимовой, создаваемое национальное рейтинговое агентство может окупиться в течение нескольких лет.

"В зависимости от модели, сценария, конкретно данный проект предполагается к окупаемости на горизонте от 3 до 5 лет в зависимости от того, насколько быстро будет расти спрос на услуги, какую тактику выберут другие рейтинговые агентства, как международные, так и национальные, как будет выстроена ценовая политика агентства", - сказала она.

Однако пока о ценовой политике нового игрока говорить рано, так как в ближайшее время участники проекта будут обсуждать организацию уставных процедур, а не детали и конкретику работы агентства. Заработать агентство должно в четвертом квартале 2015 года.