30 июля 2015, 13:59

Эксперты: экономика РФ легче перенесет второй год санкций

По мнению специалистов, финансовый рынок и макроэкономика России адаптировались к санкциям и постепенно выходят на траекторию восстановления

МОСКВА, 30 июля. /Корр. ТАСС Никита Жарков/. Экономика РФ легче перенесет второй год санкций, считают эксперты. По их мнению, финансовый рынок и макроэкономика России адаптировались к условиям санкций и постепенно выходят на траекторию восстановления.

Секторальные санкции в отношении российского финансового сектора страны ЕС ввели 31 июля 2014 года. В соответствии с этими ограничениями европейским резидентам запрещено предоставлять этим банкам средне- и долгосрочное финансирование.

"Еще год в условиях санкций России будет пережить проще, чем тот год, который страна уже провела. Экономика, во-первых, уже адаптировалась к санкциям и низким ценам на нефть. Во-вторых, объем выплат по долгам постоянно снижается", - говорит главный экономист по России и СНГ "Ренессанс Капитал" Олег Кузьмин. По его словам, в этом году российским компаниям предстоит выплатить около $80 млрд, а в следующем году показатель составит меньше $40 млрд.

"На горизонте года мы не ждем негативных кредитных сценариев для российских компаний. 80 млрд долларов выплат по внешнему долгу в течение года - это посильная цифра для российских компаний и банков", - добавляет аналитик "Уралсиб Кэпитал" Ольга Стерина.

Санкции - большое препятствие для роста и расширения экономики, отмечает Кузьмин. "Россия закрыта для внешних рынков капитала, и вынуждена снижать кредитную нагрузку, что не совсем нормально. Кредит в хорошем варианте растет, в плохом варианте должен оставаться неизменным, а у нас он снижается. Это большое препятствие для роста. В следующем году при текущих ценах на нефть и сохраняющихся санкциях рост российской экономики заметно выше 1% будет сложно представить", - поясняет Кузьмин.

Важнее санкций - динамика цен на нефть

В ближайший год для экономики РФ важнее санкций может оказаться динамика цен на нефть. Именно этот товар является первостепенным фактором для российской экономики, говорит главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. "С точки зрения масштаба макроэкономического шока, который испытала Россия, и по обменному курсу, и по целому ряду параметров, связанных с бюджетом и платежным балансом, наибольший эффект в течение предыдущего года шел именно от динамики цен на нефть", - сказал он.

Цена барреля Brent в июле 2014 года достигала $107 за баррель, а сегодня стоимость фьючерсного контракта на нефть Brent с поставкой в сентябре на торгах биржи ICE составляет около $54.

"Стратегия импортозамещения и развития отечественной промышленности может позволить в какой-то степени снизить зависимость экономики от нефти, если эта стратегия будет успешной. Но необходимы механизмы привлечения инвестиций. Необходимо, чтобы инвестиции больше способствовали экономическому росту", - добавляет Лисоволик. По его словам, нельзя забывать и про финансовый рынок, который был очень волатилен в последние 12 месяцев.

С конца июля 2014 года по сегодняшний день курс рубля упал к доллару на 67%, к евро - на 36%. Исходя из данных Росстата, инфляция в годовом выражении на 27 июля сохраняется в РФ на уровне 15,7%. В первом полугодии 2015 года ВВП снизился на 3,4% к соответствующему периоду прошлого года, говорится в мониторинге Министерства экономического развития РФ. Тем не менее, по прогнозу министерства, ВВП РФ в 2016 году вырастет на 2,3%. Организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует рост ВВП РФ в 2016 году на 0,6%, Всемирный банк - на 0,7%, ОПЕК - на 0,9%.

Долговой рынок РФ начинает восстанавливаться

Санкции ограничили доступ российских компаний и банков на внешние рынки капитала, однако спустя год ситуация начинает выправляться, отмечают эксперты. Доходность российских евробондов с погашением в 2042 году к настоящему моменту упала с максимумов декабря примерно на 1,5% пункта до 6,23%, а стоимость пятилетних кредитных дефолтных свопов (CDS) на государственные облигации России упала до 337 б.п. против 629 б.п. 30 января, когда курс доллара достигал отметки 71,84 рубля.

"Есть косвенные признаки, что инвесторы стали получше относиться к российскому риску. Мы это видим на рынке кредитования - большинству компаний удается рефинансировать свой внешний долг, и, наверное, мы увидим до конца года некоторое оживления на рынке евробондов", - говорит аналитик по рынку облигаций Raiffeisenbank Денис Порывай. По его словам, речь не идет о массовых размещениях, какие были 1,5 года назад, но ситуация постепенно улучшается.

"Был такой момент, когда никто не хотел покупать Россию. Даже если компания не в санкционном списке, продавали все. И спроса не было, ставки были очень высокие на евробондах, поэтому невыгодно было выходить, никто не хотел. Сейчас эта ситуация меняется в лучшую сторону", - добавляет Ольга Стерина "Уралсиб Кэпитал".

Так, например, банк "АК Барс" может стать первым российским эмитентом на внешнем рынке в 2015 году. 20 июля банк начал роуд-шоу по размещению евробондов на 400 млн долларов, говорится в обзоре Газпромбанка.

Внутренний долговой рынок почти весь прошедший год не функционировал, отмечает Ольга Стерина. "Сейчас более-менее компании пытаются размещаться, и мы видим большой спрос, потому что давно не было размещений, и ставки довольно привлекательные. Некоторые купоны по бондам компаний с рейтингом "BB" достаточно низкие, некоторые даже ниже ставки РЕПО ЦБ. Этот спрос в основном за счет пенсионных средств, которые поступили управляющим не так давно", - поясняет Стерина.

В мае негосударственные пенсионные фонды, вошедшие в систему гарантирования до 1 марта 2015 года, в полном объеме получили средства "замороженных" пенсионных накоплений за 2013-2014 годы, сумма которых составила более 500 млрд рублей.

"Пенсионные деньги помогут. Это то, что позволяет нам развивать внутренний рынок капитала. Но все равно пока эти объемы не сопоставимы с тем, что Россия гипотетически может получить на внешних рынках", - сказал Олег Кузьмин из "Ренессанс Капитала".

"Если были бы сильные внутренние инвесторы, если бы были в большей степени длинные деньги в нашей экономике, конечно, вот таких масштабных перепадов и существенных шоков, в том числе для нашей финансовой системы, можно было бы избежать"- заключил Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank.