7 октября 2015, 09:05

Минэкономразвития предлагает выделить в РЖД инфраструктурную и локомотивную компании

В настоящее время МЭР обсуждает идею разделения холдинга с РЖД, грузоотправителями и железнодорожными операторами

МОСКВА, 7 октября. /ТАСС/. Минэкономразвития РФ предлагает разделить ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) на инфраструктурную и локомотивную компании, сообщил ТАСС директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности МЭР Ярослав Мандрон.

"Минэку важно сделать более прозрачным понимание работы инфраструктуры и локомотивной тяги. Мы концептуально в рамках одного холдинга должны разделить операционно и сделать отдельно инфраструктурную компанию и локомотивную компанию, чтобы вскрыть всю неэффективность, которая есть", - сказал он.

При этом, по мнению Минэкономразвития, функция управления локомотивами как системой должна остаться у РЖД, подчеркнул Мандрон. "РЖД должны заниматься диспетчеризацией и своих машинистов видеть на локомотивах, но у кого будут эти новые локомотивы - непринципиально", - сказал директор департамента МЭР.

По его словам, обновлять парк (а ежегодная потребность оценивается в 500 единиц) можно не только за счет покупки локомотивов холдингом РЖД, но и за счет их привлечения с рынка путем аренды, лизинга и т.д. "РЖД могут вообще не быть собственниками этих локомотивов, а только управлять ими", - пояснил он.

Что касается грузовых вагонов, МЭР поддерживает их работу в рамках Федеральной грузовой компании (ФГК, 100-процентная "дочка" РЖД). "Должно быть три блока - инфраструктура, локомотивы и вагоны в виде ФГК. Все остальные вагоны должны остаться в рынке", - отметил Мандрон.

По его словам, в настоящее время МЭР обсуждает идею разделения холдинга с РЖД, грузоотправителями и железнодорожными операторами.

Мнение РЖД

В свою очередь, в РЖД считают, что разделение перевозочной деятельности и инфраструктуры неизбежно приведет к существенному росту транзакционных издержек. "Они будут вызваны технологическим рассогласованием и различием экономических приоритетов деятельности инфраструктурной компании и перевозчиков", - сообщил ТАСС представитель РЖД.

По его словам, РЖД не против проведения эксперимента по развитию конкуренции в перевозках.

"Разумным представляется эксперимент по модели конкуренции "за маршрут" на ограниченном количестве тупиковых участков сети", - сказал он. Что касается привлечения инвестиций в локомотивную тягу, при существующих объемах предъявления грузов на сети РЖД имеется значительный профицит тягового подвижного состава. По данным РЖД, более 4 тысяч локомотивов отставлены в запас. "Кроме того, компания активно обновляет тяговый подвижной состав, выкупая практически все, что производит отечественное транспортное машиностроение", - напомнили в РЖД.

"По мнению РЖД, для повышения эффективности перевозочного процесса необходима консолидация значительной части универсального подвижного состава (полувагонов) у перевозчика и дерегулирование вагонной составляющей в тарифе. За счет эффекта масштаба, обезличивания парка и гибкости в применении тарифа перевозчик будет иметь возможность своевременно и с наименьшими издержками обеспечивать спрос грузоотправителей на перевозку", - отметил представитель компании.