АЭВТ: наличие конструктивно-производственного дефекта Boeing 737 не доказано

AP Photo/ Achmad Ibrahim

Глава ассоциации подчеркнул, что проблема с рулем высоты, на которую ссылается МАК, не является доказательством опасности воздушного судна

МОСКВА, 6 ноября. /ТАСС/. Аргументированных оснований, доказывающих наличие конструктивно-производственного дефекта в системе управления рулем высоты Boeing 737, нет. Об этом ТАСС сообщил президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), членами которого являются 19 ведущих авиакомпаний России, обеспечивающих более 80% объема перевозок в стране, Владимир Тасун.

"Для того, чтобы сделать заключение, что у Boeing 737 имеется конструктивно-производственный недостаток, угрожающий безопасности полетов, и необходимо останавливать все самолеты данного типа, нужно иметь веские основания. Проблема с системой управления рулем высоты, из-за которой якобы произошла катастрофа в Казани, и на которую ссылается Межгосударственный авиационный комитет (МАК), одна из версий. Версия не является доказательством опасности Boeing 737. У представителей Boeing, участвовавших в расследовании катастрофы в Казани, претензий к состоянию воздушного судна установлено не было", - сказал он.

В АЭВТ выражают озабоченность тем фактом, что делаются попытки вынести такой серьезной вопрос на обсуждение в СМИ. "Это является недопустимой и неприемлемой формой взаимоотношения соответствующих исполнительных органов (Межгосударственного авиационного комитета и Росавиации - прим. ред.). Вместо того чтобы найти решение внутри ведомств, ситуация вынесена на общественность", - подчеркивает Тасун.

5 ноября стало известно, что МАК приостановил действие сертификата самолетов Boeing 737 в России до получения совместного уведомления Росавиации и Службы сертификации типа воздушных судов США (FAA) о летной годности самолета. Соответствующее письмо МАК руководителям ведомств РФ и США размещено на сайте организации.

В письме МАК, подписанном председателем Авиационного регистра Владимиром Беспаловым, говорится, что МАК дважды в 2015 году получил обращение от Росавиации о необходимости срочных доработок системы управления рулем высоты самолетов Boeing 737. При этом Росавиация более года вела переписку с соответствующим ведомством США. "Нам не известно о принятии каких-либо совместных решений по вопросу проведения вышеуказанных срочных доработок в результате данной переписки", - говорится в письме.

Претензии к Boeing 737

Авиационный регистр МАК направил в FAA соответствующий запрос в октябре 2015 года, однако в ответе FAA США, полученном 27 октября 2015 года, не содержится вывод о том, что самолеты типа Boeing-737, в части отказа безопасности системы управления рулем высоты, находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию.

Из разъяснения МАК следует, что приостановка выданных им сертификатов типа на самолеты семейства Boeing 737 обусловлена результатами расследования катастрофы самолета Boeing 737-500, происшедшей 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани. Тогда, по заявлению комитета, руководство Росавиации предполагало, что вероятной причиной происшествия является отказ системы управления рулем высоты. Вместе с тем, исследования, проведенные МАК, не подтвердили отказ данной системы.

В МАК отмечают, что Росавиация длительное время, заявляя о серьезных недостатках самолетов Boeing 737, не информировала об этом авиакомпании и надзорные органы РФ, более 20 млн пассажиров самолетов семейства Boeing 737 длительное время подвергались существенным рискам.
Между тем в самой Росавиации заявили 5 ноября, что МАК не может остановить эксплуатацию Boeing 737 в российских авиакомпаниях. В ведомстве уверены, что запрет на полеты того, или иного типа воздушного судна может ввести только специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти, который такого решения не принимал.

Сегодня на совещании в Росавиации  будет обсуждается перспектива дальнейшей эксплуатации Boeing 737, в котором примут участие авиавласти, авиакомпании-эксплуатанты, представители МАК и американской корпорации Boeing.

Связи МАК и "Трансаэро"

МАК, учрежденный в 1991 году, является коллективным органом 11 государств бывшего СССР с полномочиями по регулированию использования воздушного пространства. Организация занимается сертификацией самолетов и расследованием происшествий на воздушном транспорте. Возглавляет МАК Татьяна Анодина. Ее сын Александр Плешаков вместе с супругой Ольгой Плешаковой являются совладельцами авиакомпании "Трансаэро". Сама Татьяна Анодина долгое время владела 3% процентами акций авиакомпании.

"Трансаэро", накопившая порядка 250 млрд руб. долгов, в начале сентября была передана под операционное управление "Аэрофлота". В дальнейшем "Аэрофлот" собирался выкупить 75% плюс одна акция "Трансаэро". Но сделка из-за срыва оферты акционерами "Трансаэро" не состоялась. 1 октября в правительстве было принято решение о банкротстве перевозчика. Компания прекратила продажу билетов.

Росавиация по результатам проведенной проверки "Трансаэро", несмотря на желание совладельца S7 Group Владислава Филева купить контрольный пакет акций компании, приняла решение аннулировать сертификат эксплуатанта "Трансаэро" с 26 октября. 56 международных маршрутов перевозчика решено передать группе "Аэрофлот".

Сертификация типа самолетов

Межгосударственный авиационный комитет. История создания и функционал