16 ноября 2015, 18:46

"Политическая" докапитализация - пять вариантов спасения ВЭБа

Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев . ИТАР-ТАСС/ Александр Астафьев
Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев

Государство в течение недели определится, как будет спасать Внешэкономбанк

МОСКВА, 16 ноября. /ТАСС/. Государство в течение недели определится, как будет спасать Внешэкономбанк, потребности которого в помощи оцениваются в 1,5 трлн рублей, а выплаты по внешним долгам в 2016 году составят около 200 млрд рублей.

Политическое решение по оказанию поддержки госкорпорации уже принято, однако механизм помощи еще активно обсуждается.

Представители власти уже заявили, что всей необходимой суммы ВЭБу, тем более в этом году, получить не удастся. "(Поправки на) 2015 год сейчас рассматриваем, никаких 1,5 трлн рублей там нет, рассматриваются разные варианты поддержки", - сказала журналистам первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко.

Тяжкое бремя проектов

Необходимость докапитализации Внешэкономбанка возникла на фоне его высокой долговой нагрузки и специфики бизнес-модели. ВЭБ второй год демонстрирует убытки. По данным МСФО, убыток группы Внешэкономбанка в 2014 году составил 250 млрд рублей. В первом полугодии текущего года убыток госкорпорации равнялся 73,491 миллиарда рублей.

Активы банка на первое полугодие текущего года составили 3,85 трлн рублей. При этом в портфеле ВЭБа находится большое количество так называемых специальных проектов разного рода, в том числе олимпийских, которые, по словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева "по своей природе экономически нерентабельны и поэтому требуют досоздания больших провизий".

Не добавляет устойчивости ВЭБу и ситуация с "Трансаэро". В сентябре глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев в интервью ТАСС сообщил, что ВЭБ через свою дочернюю структуру "ВЭБ-Лизинг" оказывал существенную финансовую поддержку "Трансаэро", и объем финансового лизинга в пользу перевозчика составляет 55 млрд рублей, списание части долга будет означать прямой убыток "ВЭБ Лизингу" - соответственно и Внешэкономбанку. И этот прямой убыток может повлечь за собой нарушение ковенант, которые могут в свою очередь могут спровоцировать появление других проблем для группы ВЭБа.

Решение принято

В понедельник Нестеренко сообщила, что в следующем году у ВЭБа возникнут обязательства по оплате внешних долгов, которые в рублевом эквиваленте составят порядка 200 млрд рублей. Ранее другой замминистра финансов - Алексей Моисеев - заверил, что весь объем долга ВЭБа при любом сценарии будет погашен в соответствии с графиком.

"При любом сценарии весь объем долга Внешэкономбанка будет обслужен и погашен в соответствии с графиком. Поэтому если у кого-то возникли опасения, что есть риски в этой части, то все будет погашено вне всяких сомнений. Это такая же ответственность РФ", - сказал Моисеев.

По словам Нестеренко, "политическое решение об оказании поддержки принято". Во вторник состоится встреча министра финансов с представителями ВЭБа. А в течение недели на уровне первого вице-премьера Игоря Шувалова механизм поддержки будет детализирован, сообщил помощник президента РФ Андрей Белоусов.

Точные объемы докапитализации также пока не определены, но, как заявил Улюкаев, сумма будет существенная, хотя меньше, чем озвученные ранее в СМИ 1,5 трлн рублей. Сумма докапитализации, по его словам, опять же, будет зависеть от механизма поддержки.

При этом сам ВЭБ никак не комментирует ситуацию со своими долговыми проблемами.

Варианты помощи

За четыре дня, с тех пор как тема помощи ВЭБу всплыла в СМИ, различными представителями власти были озвучены как минимум пять вариантов оказания помощи. Причем Белоусов не исключил, что они еще могут сочетаться и применяться в различных комбинациях.

Первый вариант - это докапитализация через ОФЗ. Однако он может быть использован в ограниченном объеме или не задействован совсем, считает Белоусов.

Другой путь озвучила Нестеренко: государство может выкупить долги ВЭБа.

Еще три варианта назвал Улюкаев. По его словам, возможна передача проблемных активов ВЭБа на баланс государства или создание специального фонда, который смог бы привлекать средства с рынка под госгарантии. Не исключается и продажа высоколиквидных активов госкорпорация, к которым относятся ADR "Газпрома".

"Сейчас мы просто думаем, какую форму наиболее приемлемую с точки зрения макроэкономической стабильности найти для этой по сути бюджетной операции. Так или иначе, ее придется делать", - заявил Улюкаев. "Смотрим… какое влияние того или иного решения (будет) на расходы бюджета", - добавила Нестеренко.