10 декабря 2015, 16:40
Кризис на Украине

Неплательщики по суверенным долгам смогут получать средства МВФ на определенных условиях

EPA/ JIM LO SCALZO, архив

8 декабря Совет директоров МВФ, несмотря на возражения России, снял запрет на кредитование неплательщиков по официальным долгам

ВАШИНГТОН, 10 декабря. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Страны с просроченной суверенной задолженностью смогут рассчитывать на финансирование от МВФ только при соблюдении нескольких условий. Это подчеркивается в документах, распространенных Фондом в связи с изменением его политики в данном вопросе.

Во вторник Совет директоров МВФ, несмотря на возражения России, снял запрет на кредитование неплательщиков по официальным долгам.

Условия Фонда

Согласно новой политике, долговые споры и впредь можно будет урегулировать на условиях Парижского клуба суверенных кредиторов. Но в некоторых случаях такая договоренность может оказаться невозможной.

"В подобных ситуациях, - указывается в официальном докладе Фонда, - решение о кредитовании должно быть обусловлено необходимостью в безотлагательной поддержке со стороны Фонда; суждением о том, что должник прилагает добросовестные усилия для достижения договоренности и что отсутствие реструктуризации долга вызвано неготовностью кредитора достичь соглашения, соответствующего параметрам поддерживаемой Фондом программы; а также суждением о том, способно ли решение о кредитовании негативно повлиять на способность Фонда в будущем собирать пакеты официального финансирования".

Невыполнимое условие?

Применительно к нынешней ситуации вокруг долга Украины перед Россией среди этих трех условий наиболее интересно второе.

Чтобы признать его выполненным, очевидно, необходимо прежде всего счесть "добросовестными усилиями должника" призывы Киева к Москве признать заведомо официальный долг коммерческим и согласиться на его реструктуризацию наравне с другими коммерческими займами.

Кроме того, Россию пришлось бы обвинить в "неготовности достичь соглашения" с должником. Между тем Москва публично предлагала рассрочить платеж по долгу Украины на 2016-2018 годы по $1 млрд в год, то есть соглашалась на даже более выгодные для Киева условия, чем у других кредиторов, - но только под надежные гарантии Запада.

Отрицание очевидного

Интересно, что официальные представители Фонда отрицают увязку нынешней "реформы политики" МВФ с ситуацией вокруг Украины.

В интервью корпоративному изданию IMF Survey ("Обозрение МВФ") заместитель директора департамента стратегии и пересмотра политики Фонда Хью Бреденкамп на прямой вопрос на эту тему ответил: "Необходимость данной реформы была очевидна уже на протяжении некоторого времени". По его словам, дискуссии на эту тему начались в МВФ в 1989 году, а затем продолжились в мае 2013 года, "когда российского займа Украине еще даже и не существовало".

Интервью, которое Бреденкамп давал совместно с главным юрисконсультом и директором юридического департамента МВФ Шоном Хейганом, распространено Фондом вместе с докладом об изменении политики - на правах такого же официального документа. В нем также говорится, что реформа была обусловлена "все более важной ролью таких кредиторов, как Китай, Бразилия, Индия и Саудовская Аравия, не являющихся членами Парижского клуба".

Позиция Москвы

Россия в этом клубе как раз состоит. В Совете директоров МВФ она голосовала против нынешнего решения, призванного, по ее убеждению, помочь Украине не платить по российскому займу в размере $3 млрд, срок погашения которого наступает в текущем месяце.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в интервью пяти телеканалам в среду выразил уверенность в том, что случившееся "серьезным образом подрывает доверие к тем решениям, которые принимает МВФ".

"Конечно, мы с этим не смиримся, мы пойдем в суд, мы будем добиваться дефолта по кредиту и будем добиваться дефолта по всем заимствованиям Украины", - сказал он.

Как пояснили корр. ТАСС специалисты, долг перед Москвой Киев обязан погасить к 21 декабря. Но соглашение предусматривает возможность десятидневной отсрочки. Таким образом, дефолт для Украины может наступить буквально накануне Нового года.

"Добросовестные" переговоры должников с официальными кредиторами

Новая политика МВФ, допускающая выделение финансирования странам с просроченной суверенной задолженностью, требует от таких стран "добросовестного" ведения переговоров с кредиторами и определяет критерии такой добросовестности. Это подтвердили высокопоставленные представители Фонда - главный юрисконсульт и директор юридического департамента Шон Хейган и заместитель директора департамента стратегии и пересмотра политики Хью Бреденкамп.

Критерии добросовестности

Отвечая на вопрос на эту тему, Бреденкамп указал, что должник "прежде всего должен прямо обратиться" к своему официальному кредитору - либо на двусторонней основе, либо в составе группы кредиторов - с просьбой о реструктуризации.

"Он обязан вступить в содержательный диалог с этим кредитором в попытке достичь договоренности, - продолжал высокопоставленный специалист. - Он обязан своевременно предоставлять кредитору относящуюся к делу информацию о финансовой ситуации и потребностях должника. Он обязан предложить кредитору условия, в целом совпадающие с параметрами поддерживаемой Фондом программы".

Последнее требование, как пояснил Бреденкамп, "означает, что такая программа обычно предполагает определенный объем финансирования, определенный общий подход к официальным долговым обязательствам". Если должник требует для себя от какого-то конкретного кредитора более выгодных условий, чем от остальных, "это в целом не свидетельствует о добросовестности", - констатировал специалист.

Исходя из этих "ключевых соображений", по его словам, Фонд определяет и подход к понятию "несговорчивый кредитор". "Это такой кредитор, к которому должник обращался со своей просьбой с соблюдением всех перечисленных требований добросовестности, - сказал он. - И все же кредитор не выразил бы согласия участвовать в реструктуризации долгов".

"Несговорчивых" - меньшинство

Бреденкамп также подчеркнул, что, согласно новой политике, "когда большинство кредиторов не согласны участвовать" в реструктуризации, "Фонд как правило не станет кредитовать должника с просроченной задолженностью".

"Таким образом, несговорчивые кредиторы как правило должны находиться в меньшинстве", - добавил он.

Этот же тезис не раз по ходу брифинга выделял и Хейган. В целом оба специалиста заверяли, что официальные кредиторы "особенно важны" для программ Фонда, и потому тот более щепетильно относится к долгам перед ними, чем перед коммерческим сектором.

Видимость политизированности

Попытки корреспондента ТАСС спроецировать всю эту дискуссию на конкретную ситуацию с долгом Украины перед Россией успеха не принесли. Оба представителя МВФ подчеркнули, что "не станут обсуждать конкретные случаи". В том же духе они ответили и на вопрос одного из журналистов о долговых проблемах Греции.

На прямой вопрос о такой политизированности Хейган ответил: "Думаю, когда мы оцениваем полезность данной реформы, нам следует исходить из того, направлена ли она на устранение общей слабости в действующей системе. А мы уже некоторое время указывали на проблему коллективных действий, как на такое слабое в целом место".

"Тот факт, что данная реформа проводится в контексте конкретного случая, который иллюстрирует эту общую слабость, на мой взгляд, никак не подрывает ценности и легитимности самой реформы", - добавил Хейган. 

Без четкого механизма реализации

Новая политика МВФ не имеет четко прописанного механизма реализации, признали Шон Хейган и Хью Бреденкамп. Однако, на их взгляд, отсутствие такого механизма - достоинство новой политики, а не ее недостаток.

"Это типично для всей политики Фонда, - сказал Хейган. - Она действительно оставляет некоторые вещи на усмотрение аппарата и Совета директоров. Ни одно направление политики в Фонде не реализуется само собой. Но зато в них устанавливаются критерии, в соответствии с которыми должно проявляться то самое усмотрение. Чтобы обеспечить единообразие подхода ко всем странам-членам".

"Свобода усмотрения", по словам Хейгана, необходима, поскольку "каждый случай - особый, и общие принципы должны применяться в контексте возникающих обстоятельств".

"Вы совершенно правы, - сказал специалист. - Эта наша новая политика не может реализовываться сама собой. Она требует суждений. И мы на самом деле считаем, что это целесообразно".

На самом деле на практике "усмотрение" в МВФ, естественно, могут проявлять только его руководящие органы - администрация и Совет директоров. А они по действующим правилам полностью контролируются крупнейшими акционерами организации - США и их союзниками. Соответственно из пояснений Хейгана следует, что совершенно техническая по природе своей проблема просроченных долгов отныне может вполне официально политизироваться "по усмотрению" акционеров.