МОСКВА, 28 декабря. /Корр. ТАСС Виктор Жиров/. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович считает, что руководство "Мечела", общая задолженность которого составляет $6,2 млрд, с точки зрения Сбербанка не проявляет достаточной гибкости в переговорах по урегулированию долга компании. При этом Дворкович рассчитывает, что "Мечелу" удастся договориться со Сбербанком. Об этом он заявил в интервью телеканалу "Россия 24".
"Договариваться с банками это искусство. Возможно это вопрос воли обеих сторон, смогут ли руководство компании и руководство банков прийти к обоюдному согласию, это их коммерческий вопрос. Они должны быть с обеих сторон достаточно гибкими, чтобы это сделать. Видимо, пока с точки зрения Сбербанка руководство "Мечела" не проявляет достаточной гибкости. Но повторю, это коммерческий вопрос, который они должны решать сами, и находить способы решения этой проблемы", - отметил чиновник.
Сейчас "Мечел" продолжает переговоры о реструктуризации долга. В общей структуре долга компании 68% приходится на госбанки (Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ), 24% - на международные банки и 7% - на прочие заимствования. На прошлой неделе гендиректор "Мечела" Олег Коржов сообщил, что "Мечел" согласовал со Сбербанком условия рефинансирования долга, условия мировых соглашений, текст кредитной документации и в ближайшее время ожидает подписания документов. Задолженность компании перед Сбербанком составляет 32,8 млрд руб. и $778 млн. Ранее "Мечелу" удалось договориться об урегулировании задолженности с Газпромбанком и ВТБ.
Часть долгов начала возвращаться
Дворкович отметил, что "Мечел" реализовал крупные инвестпроекты в предыдущие годы, и занял для этого много денег. "Конечно же ("Мечел" - прим. ред.) столкнулся с трудностями, когда закрылся доступ к внешнему финансированию, когда у наших банков изменилась ситуация и финансировать эти старые долги стало намного сложнее. Упал и спрос на продукцию. Тем не менее, девальвация улучшила положение компании, поскольку основной сбыт все-таки на внешних рынках и валютная выручка позволила "Мечелу" улучшить финансовую ситуацию, часть долгов начала возвращаться. Уже нет таких объемов задолженности по зарплате, по налогам, которые были в какой-то момент у компании несколько месяцев назад", - сообщил вице-премьер.
В течение последних семи лет "Мечел" занимал на разработку Эльгинского месторождения угля в Якутии и строительство к нему железной дороги (в общем около $2,7 млрд с 2008 года), строительство рельсобалочного стана в Челябинске (около $900 млн), а также на покупку активов в США, Европе и Казахстане.
В банкротстве нет ничего катастрофического
Вице-премьер отметил, что в ситуации с "Мечелом" необходимо сделать все, чтобы избежать плохого сценария развития событий. "В банкротстве, как в таковом, ничего катастрофического ни для одного предприятия нет. Я имею ввиду, прежде всего, для тех, кто работает, если это делается правильным образом. Конечно, крупные предприятия неприятно банкротить, ничего в этом хорошего нет. Это сложный процесс. На примере "Трансаэро" мы это сейчас видим. Тем не менее, и в этом секторе авиаперевозки продолжаются, люди летают, уровень безопасности поддерживается достаточным, и мы должны относиться к этому относительно спокойно. Тем не менее, необходимо сделать все, чтобы избежать плохого сценария развития событий. Мы, естественно, рассчитываем, что Сбербанк с "Мечелом" договорится", - сказал он.
Вхождение банков в совет директоров "Мечела" разумно
"Мечел" планирует 4 марта 2016 г. провести внеочередное собрание акционеров компании для избрания нового совета директоров. Кроме того, акционеры рассмотрят вопросы об одобрении сделок, заключаемых с основными кредиторами - Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, а также синдикатом западных банков.
"Насколько я помню, несколько месяцев назад руководство "Мечела" было готово к вхождению представителей банков в совет директоров и никаких препятствий для этого не было. Видимо просто не удалось пока договориться по конкретным условиям дальнейших действий по реструктуризации, поэтому пока этого не произошло. Но это было бы, наверное, разумно, с учетом взаимных интересов", - сказал сегодня Дворкович.
Среди возможных вариантов реструктуризации долга "Мечел" также рассматривает возможность продажи доли в Эльгинском проекте. Потенциальными покупателями могут выступить как крупные азиатские металлургические компании, так и банки-кредиторы "Мечела".
У РЖД нет денег на покупку дороги к Эльге
"Мечел" в 2011 году ввел в строй железнодорожную ветку протяженностью 321 км. Она соединила Эльгинское месторождение с Байкало-Амурской магистралью. Стоимость строительства железной дороги оценивалась в 70 млрд руб. в ценах 2011 года.
"Что касается Эльгинского месторождения, это сложнейший проект, затратный, прежде всего, из-за наличия протяженной железнодорожной инфраструктуры, на которую была инвестирована большая сумма денег. Это лежит серьезным финансовым грузом на коммерческой части проекта. У РЖД нет таких сейчас финансовых возможностей, чтобы просто забрать себе эту железнодорожную инфраструктуру и облегчить участь "Мечела". Но, как я понимаю, банки и компания "Мечел", и Российские железные дороги ищут варианты, как, тем не менее, решить эту проблему", - отметил Дворкович.
На прошлой неделе правительственная подкомиссия под председательством вице-премьера РФ Юрия Трутнева в целом поддержала проект развития Эльгинского месторождения, но решение о предоставлении бюджетного финансирования отложено до появления собственника с устойчивым финансовым состоянием или урегулирования вопросов с задолженностью "Мечела".
"Мечел" претендовал на 10,66 млрд руб. из бюджета на разработку Эльги. При этом частные инвестиции "Мечела" по Эльгинскому проекту запланированы на уровне 204,8 млрд руб., из которых уже вложено около 81 млрд руб. Трутнев предложил провести заседание правкомиссии по этому проекту во внеочередном порядке, после урегулирования вопросов с долгом "Мечела".