Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Исполнилось 80 лет со дня выпуска первой серийной легковушки СССР

16 марта, 11:14 UTC+3 НИЖНИЙ НОВГОРОД /Корр. ТАСС, Михаил Селиванов
Легендарная "эмка" была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ-А, чтобы создать новое лицо эпохи
Материал из 1 страницы
Автомобиль ГАЗ-М1

Автомобиль ГАЗ-М1

© Антон Новодережкин/ТАСС, архив

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 16 марта. /Корр. ТАСС Михаил Селиванов/. Восемьдесят лет назад на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) началось первое в истории страны серийное производство легкового автомобиля ГАЗ-М1 ("эмка"). Об одном из символов советской эпохи корреспонденту ТАСС рассказала директор Музея истории ГАЗа Наталья Колесникова.

"Она стала символом советского автопрома, который заявил о себе и смог создать такой комфортабельный для того времени автомобиль. Ей писались стихи, ее снимали в кино, использовали в хозяйстве, с ней жили", - отметила собеседница.

Выпуск первого советского серийного легкового автомобиля ГАЗ-М1 стартовал на Горьковском автозаводе 16 марта 1936 года. В это время завод носил имя Вячеслава Молотова, поэтому "М-1" в названии автомобиля расшифровывалось как "Молотовец-1".

"Этот автомобиль никогда так не называли. Он сразу понравился автомобилистам и водителям, и они в просторечии его стали называть "эмка", "эмочка", а "Молотовец" не прижился", - отметила директор.

Первый во всем

По словам Колесниковой, "эмка" занимает особое место в истории автопрома, потому что это был первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован, доведен до конвейера и освоен нашими конструкторами. Облик "эмки" и появление автомобиля предопределила эпоха: советской номенклатуре необходим был комфортный автомобиль, а молодые, амбициозные конструкторы недавно основанного ГАЗа (в 1932 году) очень хотели создать машину собственной конструкции.

Прототипом послужил американский Ford, но каждый узел и деталь "эмки" проектировались в России. Конструкторы решили отказаться от поперечных рессор, как у Ford, и сделали четыре продольных. Предложили литые колеса с широкими шинами, что увеличило проходимость. В отличие от фаэтона ГАЗ-А (с мягкой складывающейся крышей, выпускался штучно по лицензии Ford), это был уже цельнометаллический пятиместный комфортабельный автомобиль с широкой базой шасси. На машину установили модернизированный двигатель в 50 лошадиных сил, который развивал скорость до 100-105 км/ч.

"В автомобиле была масса интересных мелочей для того времени: подвижные сиденья с суконной обивкой, прикуриватель, пепельница, ножной переключатель дальнего света и прочее. Она была в техническом тренде 30-х годов и достойно представила страну на всемирной выставке в Париже в 1937 году вместе с другим символом СССР той эпохи - "Рабочим и колхозницей", - сказала директор.

Прорыв в автомобилестроении

Во время проектирования "эмки" рождалась советская конструкторская школа, которая затем послужила толчком развития легкового автомобилестроения в СССР.

"К примеру, Анатолий Кригер, который принимал участие в создании автомобиля, потом стал главным конструктором ЗИЛа. Александр Кириллов, который занимался проектированием кузова "эмки", стал замом главного конструктора завода АЗЛК, Юрий Сорочкин был потом главным конструктором ПАЗа и ЗАЗа", - отметила Колесникова.

Автомобиль получился настолько удачным, что места другим легковушкам, которые появились к тому времени, на дорогах страны не нашлось.

"Она была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ- А, чтобы создать новое лицо эпохи. К слову, впоследствии такая же участь постигла и "эмку", когда появилась "Победа", - добавила собеседница.

С момента выпуска и до середины 40-х годов "эмка" была фактически единственным легковым автомобилем на дорогах СССР.

С 1936 по 1940-й год выпускалась базовая модель автомобиля - цельнометаллическая пятиместная. Купить ее в магазинах было нельзя: автомобиль изготавливался только по заказу для чиновников и номенклатуры.

"Любили дарить этот автомобиль за особые заслуги. К примеру, подарили Стаханову", - сказала Колесникова.

Она была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ-А, чтобы создать новое лицо эпохи. К слову, впоследствии такая же участь постигла и "эмку", когда появилась "Победа" Наталья Колесникова директор Музея истории ГАЗа

Автомобиль маршалов Победы

Во время войны "эмка" была основным автомобилем командования. Для маршалов спроектировали специальную модификацию: полноприводную "эмку" ГАЗ-61. Первым получил ее Конев, затем Тимошенко и Жуков. В войну выпускались и броневые модификации "эмки" - БА-64 и БА64Б.

"У водителя Жукова, который ездил на ГАЗ-61, есть такая фраза: "В войну трактора стояли, а мы ехали" - это говорит о том, что у нее практически не было препятствий", - отметила собеседница.

С началом войны все владельцы "эмок" по автообязательству сдали их в фонд обороны. Им выдавалось специальное удостоверение. Государство обязывалось возвратить по нему автомобиль. Однако таких примеров было немного.

Строки "эмке" в своем произведении "Песенка военных корреспондентов" посвятил Константин Симонов: "Есть, чтоб выпить, повод - За военный провод, За "У-2", за "эмку", за успех".

Большое семейство автомобилей

"Эмка" стала родоначальником целого семейства автомобилей. Кроме базовых и военных моделей выпускались тягачи, фаэтоны, модификации с 6-цилиндровым двигателем. Одной из самых необычных моделей стал ГАЗ-М-415 пикап для перевозки грузов и работы на селе.

"Пожалуй, самой забавной стала модель ГАЗ-1140, которая не дошла до наших дней. Ее можно увидеть в фильме "Светлый путь", где Любовь Орлова в мечтах летает над Москвой на умопомрачительном по красоте автомобиле - это тоже "эмка", - отметила Колесникова.

Пожалуй, самой забавной стала модель ГАЗ-1140, которая не дошла до наших дней. Ее можно увидеть в фильме "Светлый путь", где Любовь Орлова в мечтах летает над Москвой на умопомрачительном по красоте автомобиле - это тоже "эмка" Наталья Колесникова директор Музея истории ГАЗа

"Ошибочное мнение, что "эмка" - это "Черный воронок". Это не так. "Воронком" называли фургон либо маленький автобус, который использовали при арестах. "Эмка" косвенно принимала участие в репрессиях. На ней, конечно, могли арестовать высокого партийного чиновника, но массово, конечно же, нет", - подчеркнула директор музея. - Все же это светлый символ советской эпохи, символ прорыва нашего автомобилестроения".

Серийный выпуск базовой модели автомобиля был закончен в 1942 году, но некоторые модификации, к примеру, различные тягачи, выпускались до середины 50-х годов.

Всего, по сведениям ГАЗа, за всю историю было выпущено более 80 тысяч модификаций "эмок".

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама