Бизнес-омбудсмен Титов написал письмо Путину с просьбой отклонить "пакет Яровой"

Борис Титов. Алексей Никольский/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС
Борис Титов

Требования законопроекта могут привести к финансовому коллапсу всей отрасли

МОСКВА, 6 июля. /ТАСС/. Бизнес-омбудсмен - уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов написал письмо главе государства Владимиру Путину с просьбой отклонить антитеррористический пакет законопроектов и направить его на доработку. Письмо есть в распоряжении ТАСС.

По мнению Титова, требования по хранению информации, предъявляемые операторам связи и интернет-компаниям "пакетом Яровой", вызывают "серьезную озабоченность в предпринимательском сообществе".

"Прошу Вас отклонить указанный федеральный закон и направить его на доработку в части требований, предъявляемых к операторам связи и организаторам распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет", - говорится в письме.

Титов отмечает, что, по оценке экспертов, предлагаемый комплекс решений не соответствует заявленной задаче. "Выполнение возлагаемых на субъектов рынка услуг связи требований приведет к непосильной финансовой нагрузке при крайней неэффективности использования неструктурированных массивов информации", - подчеркивается в документе.

Финансовый коллапс отрасли и обогащение иностранцев

Титов пояснил, что требования "пакета Яровой" могут привести к финансовому коллапсу всей отрасли. Так, операторам связи и интернет-компаниям для выполнения требований закона нужно строить "дополнительные центры обработки данных (ЦОДы), обеспечивать их каналами связи, инженерным и IT-оборудованием, электропитанием и другими дорогостоящими ресурсами".

"Затраты на создание подобной инфраструктуры поставят крупных игроков на грань финансового коллапса, а для малых и средних будут означать невыполнение законодательства и выход либо из бизнеса, либо из правового поля, либо из российской юрисдикции", - аргументировал свою позицию бизнес-омбудсмен.

Кроме того, по его мнению, "колоссальные затраты" компаний на создание требуемой инфраструктуры приведут к "обогащению иностранных производителей оборудования", поскольку оно не производится в России и придется закупать его за границей.

"Встраивание уязвимости в систему"

Требования по раскрытию ключей для дешифрования также создают угрозы как для национальной безопасности всей страны, так и для бизнеса и частной жизни граждан, уверен Титов. "Раскрытие ключей означает изменение алгоритма обеспечения кибербезопасности, а значит, фактически встраивание заведомой уязвимости в систему", - отмечается в письме президенту.

Бизнес-омбудсмен также указывает, что ключи от всех коммуникаций при выполнении требований "пакета Яровой" будут "сосредоточены у одного владельца, что увеличивает риск их взлома иностранными разведками, хакерами и террористами". "Это противоречит задаче закона, поскольку способствует не предупреждению, а созданию условий для совершения преступлений злоумышленниками с использованием интернета", - уверен автор документа.

Кроме того, раскрытие ключей в ряде случаев приведет к нарушению требований международных стандартов безопасности, что приведет к исключению российских компаний из систем международного взаимодействия, поставит их в неравные условия и затруднит их деятельность на международных рынках.

"В некоторых случаях это может быть весьма болезненным для экономики страны, например, в случае платежных систем, которые будут автоматически исключены из международного обмена в случае раскрытия ключей", - поясняет Титов. При этом, добавляет он, другие государства также могут потребовать раскрытия ключей от российских компаний.

Потеря доверия к российским интернет-проектам

В то же время, указывает бизнес-омбудсмен, иностранные компании могут отказаться выполнять требования антитеррористического пакета, поскольку они противоречат законодательству их стран.

"Внедрение в России норм закона, обязующих собирать и хранить клиентский трафик, а также предоставлять информацию для декодирования уполномоченным органам, снижает доверие к российским интернет-проектам", - говорится в письме.

Утрата доверия, в свою очередь, может привести к потере влияния России в интернет-пространстве Европы и Центральной Азии и оттоку пользователей с популярных российских платформ, полагает Титов.

Резонансный пакет

Авторами антитеррористического пакета законопроектов выступили депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Несмотря на то, что инициативы вызвали широкий резонанс в обществе, Госдума 24 июня приняла законопроект сразу во втором и третьем чтениях.

В частности, законопроект с 1 июля 2018 года обязывает операторов связи в течение трех лет хранить сведения о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, изображения, звука и видео. Самый "тяжелый" контент - содержание сообщений, изображение, звук и видеоинформацию - операторов обязали хранить полгода. Всю эту информацию также необходимо будет предоставлять по запросу спецслужб.

Интернет-компании будут обязаны хранить сведения о фактах передачи информации и данные о пользователях в течение года, а не трех лет, как предполагалось изначально. Кроме того, при использовании дополнительного кодирования электронных сообщений интернет-компании должны предоставлять ФСБ ключи для декодирования этих сообщений. Нераскрытие такой информации грозит штрафом до 1 млн рублей.

Мобильные операторы сразу заявили о возможном увеличения цен на услуги связи в 2-3 раза после вступления в силу антитеррористического пакета законопроектов. Глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров заверил, что ведомство подготовит поправки к спорному пакету. Это планируется сделать к сентябрю - октябрю 2016 года, то есть в осеннюю сессию Госдумы.

Однако сама Яровая - председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции - в интервью телеканалу "Россия 24" сказала, что предложенные инициативы не дают каких-либо оснований для удорожания тарифов на связь. По ее словам, претензии операторов относительно затрат на хранение больших объемов информации совершенно необоснованны, поскольку закон не устанавливает жестких требований, а только дает право правительству определить необходимость хранения информации и ее объемы.