МОСКВА, 11 октября. /ТАСС/. Подписание межправительственного соглашения по проекту "Турецкий поток" - политический и правовой старт проекта, который ранее оказывался под вопросом, отмечают российские эксперты, опрошенные ТАСС.
Он позволит не только увеличить поставки российского газа в Турцию, но и перенаправить ту часть газа, которая идет сейчас транзитом через Украину и балканские страны, непосредственно в Турцию.
И хотя вторая нитка газопровода, по которой газ должен поступать в Южную Европу, вызывает гораздо больше вопросов, чем первая, в случае ее реализации перед российским газовым экспортером открываются широкие перспективы, уверены аналитики.
Появилась юридическая база
Министры энергетики России и Турции Александр Новак и Берат Албайрак в присутствии президентов двух стран Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана подписали в понедельник межправительственное соглашение по проекту "Турецкий поток".
Проект предполагает строительство газопровода через Черное море до европейской части Турции и далее к границе с Грецией. Длина морской части трубы должна составить около 910 км, сухопутной части по турецкой территории - 180 км. В документе речь идет о строительстве двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров в год каждая. Первая нитка будет предназначена для потребления Турции, а вторая - для транзита в Южную Европу.
Планируется, что "Газпром" перенесет потоки газа, которые сейчас поступают в Турцию через Украину и балканские страны, на первую нитку "Турецкого потока". Для строительства второй нитки планируется создать совместную российско-турецкую компанию. Хотя для обеих ниток срок ввода намечен на 30 декабря 2019 года, для второй предусмотрена возможность отмены строительства по желанию "Газпрома".
Подписание соглашения - важный шаг
"Подписание межправсоглашения - очень важная веха", - считает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. "До этого была стадия переговоров, сейчас это уже юридически обязывающее соглашение, это - политический и правовой старт проекта, который обеспечит прямые, не зависящие от транзитеров, поставки российского газа на территорию Турции в дополнение к существующему уже "Голубому потоку", - указал он.
Очень хорошей новостью назвал подписание соглашения и ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Владимир Блинков. По его мнению, помимо прочего, это хорошо еще и потому, что "мы все-таки с юга обойдем ненадежного транзитера - Украину". "Кроме того, и вторая нитка открывает большие перспективы - на границе Турции и Греции можно создать большой российско-турецкий газовый хаб, и можно даже создавать биржи", - сказал эксперт. "Нам не обязательно заниматься только транспортировкой, мы же можем и торговлей заниматься", - добавил он.
Кто потеряет
"После реализации проекта транзит газа, который идет через Украину и балканские страны - Румынию и Болгарию, будет прекращен, а на турецкий рынок через этот газопровод пойдет до 14 млрд кубометров российского газа в год в зависимости от конъюнктуры", - подчеркнул Гривач.
"По трансбалканскому газопроводу через Украину идет примерно четверть всего российского газа, - 22-23%", - уточнил Блинков.
С первой ниткой хорошо, вторая вызывает вопросы
"Первой нитке ничто не помешает, никакая Еврокомиссия - мы ее строим, - отметил Блинков. - Подводную часть строит "Газпром", и она будет его, а надводную, сухопутную, - турецкая Botas. Судьба второй нитки, по мнению экспертов, будет зависеть от множества факторов. В первую очередь, от потребности европейцев в увеличении поставок газа, от результата переговоров России и ЕС, а также от перспектив развития турецкой экономики.
Слишком много "но", поэтому вокруг второй нитки будут вестись переговоры, и ее строительство может начаться позже, хотя технически одновременное строительство двух веток было бы проще и дешевле.
Еще есть время принять окончательное решение по второй нитке, считает Гривач. "Это будет зависеть от того, как будут развиваться газовые рынки в Европе", - сказал аналитик. В принципе вторая нитка может быть, по его словам, ориентирована на те инфраструктурные мощности, которые ЕС и так собирается развивать. "Европейцы собираются строить достаточно много инфраструктуры, чтобы интегрировать Юго-Восточную Европу, которая в значительной степени отрезана от остальной части Евросоюза, - отмечает эксперт. - И здесь могут появиться новые транспортные мощности".
Гривач напомнил, однако, что европейцы испытывают огромное давление со стороны США по поводу развития сотрудничества с Россией вообще и в газовой сфере, в частности.
Перспективный газовый хаб
"Европа рассматривала Турцию как транзитера для других источников газа: по идее Турция должна была превратиться в транзитный хаб, но не для российского газа", - отметил Гривач. Но сейчас, при реализации второй нитки, продолжил он, "к этому хабу может быть добавлен и российский газ". Это увеличит значимость самого хаба и даст возможность российскому газу конкурировать с другими поставщиками, полагает эксперт.
"Вторую нитку еще нужно дорабатывать юридически, - полагает Блинков. - По идее на границе Турции и Греции, где будет заканчиваться вторая нитка "Турецкого потока", можно было бы устроить турецко-российский газовый хаб". Туда же выйдет азербайджанский газ по "Южному газовому коридору", есть европейские проекты подтянуть туда иракский газ и т.д. "В принципе там можно было бы создать большую торговую площадку для юга Европы. А газопроводы европейцы строили бы сами", - сказал эксперт.
При этом, по его словам, очень много неопределенности со второй ниткой. "Нужно, чтобы были потребители в Европе, чтобы была газотранспортная сеть. А кто ее будет строить? "Газпром" может и сам построить, но для этого его нужно вывести из-под третьего энергопакета, по которому он не может быть и собственником газа, и собственником трубы, и продавцом газа", - продолжил Блинков. "Если Брюссель решит, что российский газ им нужен, либо они выводят "Газпром" из-под третьего пакета, либо строят сами", - добавил он.
Россия, наконец, может продавать газ Турции, а та уже будет продавать его Европе. "Но для этого нужно, чтобы Европа построила газотранспортную сеть побольше, чем она планирует для "Южного газового коридора", - считает Блинков. При этом он не исключил еще один вариант, при котором газ второй нитки может потребить в будущем и сама Турция. "Это - страна развивающаяся, и газ ей нужен во все больших объемах", - сказал эксперт.