Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Роботы, VR-технологии и "умные" жилеты оберегают рабочих от травм

9 апреля, 16:58 UTC+3

ТАСС — о том, как технологии помогают повысить безопасность труда

Поделиться
Материал из 1 страницы
VR-тренажер подсказывает ученику правильные действия по замене воздушного фильтра на автомобиле "Урал-4320"

VR-тренажер подсказывает ученику правильные действия по замене воздушного фильтра на автомобиле "Урал-4320"

© Российский венчурный фонд VRTech

Футурологи прогнозируют наступление четвертой промышленной революции и исчезновение человеческого труда с заводов в ближайшие 20–30 лет. Хотя сегодня машины на производствах действительно внедряются для оптимизации процессов, случаи массовой замены людей машинами единичны. Зато параллельно развивается противоположная тенденция — технологии служат для защиты работников от несчастных случаев на производстве. Представляем три тренда, которые внедряются в этом направлении.

Поезд и грузовик в виртуальной реальности

Механик-стажер подходит к грузовику "Урал", надевает специальные защитные очки, берет в руки отвертку и начинает откручивать одну гайку за другой. Ошибку допустить не страшно — действие происходит в виртуальной реальности. Такой тренажер используется для обучения работников в корпорации "Проект-техника". А в компании РЖД тестируют тренажер, с помощью которого стажеры "отправляются" поработать на виртуальную железнодорожную станцию.

"Системы обучения в виртуальной реальности в мировой практике начали активно внедряться с 2014 года, — рассказывает Олег Сидоров, руководитель ГК Remagic.group. — В России примерно на полтора года позже. Заметные кейсы работают в "Роснефти" и РЖД. Сейчас разработки в VR-обучении ведут ряд телекоммуникационных, энергетических и добывающих компаний. Полагаю, расцвет тренировочных систем придется на 2019–2020 годы. За рубежом VR-обучение уже стало корпоративным стандартом в компаниях: UPS, Visa, Boeing, Lockheed Martin, Volkswagen, BMW, KFC. Часто обучение в VR носит ситуативный характер: Walmart проводил с помощью виртуальной реальности тренинг продавцов перед днем распродаж — "Черной пятницей". 

Эксперты говорят, что тренажеры с виртуальной реальностью помогают повысить эффективность обучения больше чем в два раза. "При использовании аудио- и видеоматериалов усваивается только 30% знаний, — оперирует цифрами Елена Устюгова, руководитель группы повышения операционной эффективности КПМГ в России и СНГ. — При выполнении практических действий эффективность возрастает до 75%".

Роботы работают с огнем и железом

В России на 10 тыс. работников в промышленности приходится три робота, по данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники. Это низкий показатель, для сравнения: в Южной Корее плотность роботизации — 631 робот на 10 тыс. человек, а в Китае — 69 роботов. Но даже такой уровень обеспечивает присутствие машин почти повсеместно в автопроме и на крупных заводах.

"Цель производителя — повысить эффективность труда, но таким образом повышается и безопасность, ведь в первую очередь роботов ставят там, где человеку работать физически трудно, — рассказывает Анатолий Перепелица, руководитель УРТЦ "Альфа-Интех". — Машины чаще всего заменяют людей на опасных и вредных участках: в сварке — как на КамАЗе или пермском велосипедном заводе Forward, в лакокрасочных цехах, в переноске тяжелых грузов".

В мире, по его данным, более 50 заметных производителей промышленных роботов. Некоторые корпорации создают роботов для собственных нужд. Например, компания Toshiba разработала промышленного робота, который умеет перемещать грузы весом до 100 кг. Кстати, в Японии внедрение таких машин стимулируют нормы об охране труда.

"Законодательно установлен максимальный вес груза, который может поднимать человек, — 20 кг, — говорит Владимир Максимов, руководитель департамента развития ООО "Тошиба Рус". — Для промышленности необходимы решения для работы с грузами большего веса. Роботу от Toshiba достаточно такого же пространства, как и любому сотруднику. Его габариты в плечах — 70 см, а рост около 2 м. Его движения плавные, человеку комфортно работать рядом с ним".

"Умная" рабочая форма

Еще один тренд в промышленности — "умная" спецодежда, которая позволяет работодателю контролировать, насколько сотрудники выполняют правила безопасности на производстве. А в опасной ситуации она поможет спасти человека.

"Компании, владеющие коммерческими судами, например для грузоперевозок, рыбной ловли, стараются создать максимально комфортные и безопасные условия работы, — говорит Владимир Ласовский, менеджер по развитию в компании Orange Business Services в России и СНГ. — В таких компаниях используются "умные" жилеты с датчиками и сенсорами. Если член команды падает в воду — жилет передает сигнал о происшествии, судно останавливается, начинается спасательная операция. В горнодобывающей отрасли и на металлургических заводах внедряется спецодежда со специальными трекерами, которые отслеживают физиологические показатели. Если сотрудник долгое время неподвижен, пульс учащен или, наоборот, снижен — на пульт оператора отправляется сообщение".

Иногда датчики внедряют в опасные промышленные зоны.

"Когда человек попадает в опасную близость от оборудования — датчик дает сигнал, — продолжает Ласовский. — Специальное оборудование ведет также мониторинг времени пребывания человека в "горячей" зоне. Если сотрудник находится в таком месте дольше, чем предусмотрено нормами, принимаются меры". 

Эксперты говорят, что юридических препятствий для внедрения любых технологий для контроля нет, правда, работодатель может столкнуться с другой сложностью. "В начале года мы с партнерами SAP и Новолипецким металлургическим комбинатом (НЛМК) представили прототип системы 3D-позиционирования персонала внутри помещений. Менеджеры могли в реальном времени отслеживать передвижение сотрудников с точностью до 50 см, — говорит Валерий Геленава, директор по развитию Национального центра интернета вещей (НЦИВ). — Столкнулись с нежеланием людей находиться под постоянным мониторингом, но эта трудность решалась административно".

Анастасия Степанова

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!