ЖЕНЕВА, 30 июля. /ТАСС/. В выигранном Россией споре с Украиной во Всемирной торговой организации (ВТО) о железнодорожных вагонах впервые в истории тяжб в ВТО были рассмотрены и учтены вопросы безопасности применительно к международной коммерции.
Об этом сообщил в понедельник журналистам в Женеве информированный источник, хорошо знакомый с механизмом урегулирования споров в ВТО, говоривший на условиях анонимности.
"Это был первый спор, рассматривавшийся Третейской группой ВТО, в ходе которого обсуждались вопросы безопасности в стране-экспортере, являющейся членом ВТО", - заявил эксперт. Он пояснил, что, "учитывая ситуацию в сфере безопасности на Украине, панель арбитров сочла обоснованными действия России, не направившей инспекторов для оценки соответствия процедур на Украине".
Обоснованным признан и тот факт, что поставщики железнодорожного оборудования из других стран-экспортеров не находятся в ситуации, сравнимой с положением украинских поставщиков. Как напомнил источник, дискуссия на этот счет возникла в Третейской группе в связи с тем, что Украина "выдвинула требование, сделавшее необходимым выяснение вопроса о том, является ли положение поставщиков на Украине "сравнимым" с поставщиками из других стран".
Характеризуя в целом главный итог спора, эксперт констатировал, что, по мнению арбитров, Украина не доказала "наличие систематического препятствования импорту украинского железнодорожного оборудования со стороны России".
Ранее в понедельник ВТО опубликовала на своем сайте доклад Третейской группы, рассматривавшей спор. Арбитры, в частности, пришли к выводу, что Украине не удалось доказать нарушение Россией "систематического препятствования импорту", а также нарушение ею ряда положений ВТО, о которых заявлял Киев. Вместе с тем по некоторым пунктам члены Третейской группы признали обоснованность претензий Украины.
В октябре 2015 года Украина подала иск в ВТО против России из-за ограничений, которые были введены на поставки украинских вагонов и стрелочных переводов. По данным украинской стороны, экспорт вагонов и стрелочных переводов в Россию сократился с $1,7 млрд в 2013 году до $51 млн за 7 месяцев 2015 года.