Эксперты: рост цен на АЗС неизбежен, если кабмин не примет меры по стабилизации рынка

При этом специалисты разошлись в оценках, как сильно изменятся цены в 2019 году

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Эксперты на пресс-конференции в ТАСС пришли к выводу, что в текущей ситуации рост цен на бензин и дизельное топливо на российских АЗС неизбежен, но разошлись в оценках, как сильно изменятся цены в 2019 году, и по-разному оценили эффективность действия правительства по стабилизации ситуации на рынке.

По мнению одной группы экспертов, изменение текущих регуляторных условий просто необходимо, вопрос лишь в том, какие действия следует предпринять. Они считают, что правительство предложило недостаточно действенные меры и сосредоточило внимание лишь на части участников рынка - крупных вертикально-интегрированных компаниях (ВИНК). Тогда как их оппоненты уверены, что действия правительства правильные и взвешенные, а компенсационный механизм - обратный акциз, позволит сдержать цены на нефтепродукты в пределах инфляции.

Бензин начал резко дорожать весной этого года. Тогда правительство не только отменило плановое повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, но и понизило действующие ставки. Кроме того, власти потребовали от нефтяников зафиксировать цены. Летом 2018 года правительство законодательно закрепило за собой право вводить заградительные пошлины на экспорт топлива, чтобы не допустить роста цен на внутреннем рынке. При этом нефтяники неоднократно говорили, что ситуация с ценой бензина в начале 2019 года может выйти из-под контроля из-за роста акцизов в 1,5 раза.

Правительство сегодня проводит встречу с нефтяными компаниями, по итогам которой планируется подписать соглашение по стабилизации цен на топливном рынке. Премьер- министр РФ Дмитрий Медведев предупреждал, что если не удастся договориться, то правительство до конца недели введет заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.

Лагерь пессимистов

Гендиректор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев считает, что в 2019 году цена бензина увеличится в среднем на 7-8%, АИ-92 вырастет на 3 рубля, АИ-95 - на 4-5 рублей. Все это приведет к снижению уровня жизни в стране, негативно отразится на малом бизнесе.

"Пытаться договориться с нефтекомпаниями, чтобы они держали цены на одном уровне, бесперспективно, они не могут работать себе в убыток", - сказал эксперт. По его подсчетам, в настоящее время потери нефтекомпаний составляют 2 рубля с литра бензина на внутреннем рынке. При этом на экспорт цена в среднем выше на 7 рублей за литр. "Бизнес в таких условиях жить не может. Можно исправить ситуацию: совсем отменить акциз на бензин и дизтопиво", - считает Танкаев.

Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский в свою очередь заметил, что правительство не будет вводить никаких заградительных пошлин, а заявления премьера Медведева - это лишь попытка запугать и надавить на нефтяников. Он также обрушился с критикой на независимые АЗС. На его взгляд, они получают хорошую прибыль за счет невыплаты налогов, недолива топлива и других серых схем ведения бизнеса. Поэтому он предложил перенести ответственность за выплату акцизов с НПЗ на АЗС, сохранить акцизы на текущем уровне и не повышать их в 2019-2020 годах. Кроме того, эксперт считает необходимым ввести лицензирование экспорта отдельных нефтепродуктов в зависимости от выполнения обязательств компании по поставке топлива на внутренний рынок, установить минимально допустимый уровень продаж для всех компаний на бензин и дизтопливо.

Его поддержал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, который рассказал, что недавно на одной из независимых АЗС в Подмосковье ему недолили 10 литров бензина.

"Правительство взяло курс на революцию - другого объяснения нет", - возмутился Делягин проводимой правительством политикой увеличения фискальной нагрузки на нефтяников. Поэтому он предложил отменить планы провести налоговый маневр нефтяной отрасли, так как он является источником всех проблем.

Оптимисты

Действия правительства поддержали главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов и старший консультант Александр Былкин, которые назвали их правильными и взвешенными.

По их подсчетам, компенсационный (демпфирующий) механизм - обратный акциз, позволит сдержать цены на нефтепродукты в пределах инфляции, поэтому ожидать каких-то потрясений на рынке не стоит.

Более того, они выступили с защитой независимых АЗС, которым в текущих рыночных условиях труднее всего, считают они. Былкин заметил, что независимые выполняют важную социальную роль, продавая бензин в удаленных регионах, куда не хотят идти крупные ВИНКи.

Эксперты подчеркнули, что сложная система управлением рынка связана с обязанностью правительства сочетать механизм рыночных отношений, особенно на оптовом рынке, с социальной ответственностью перед гражданами, необходимостью сдерживать цены на топливо.