11 сентября 2013, 13:31

ФСБ РФ дадут право проводить расследования по выявлению реальных собственников портов и аэропортов - законопроект

Фото из архива ИТАР-ТАСС/Артем Коротаев
Фото из архива ИТАР-ТАСС/Артем Коротаев

Проект закона подготовлен министерством экономического развития РФ

МОСКВА, 11 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Федеральную службу безопасности РФ предлагается наделить правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление реальных собственников /бенефициаров/ аэропортов, железнодорожных вокзалов, морских и речных портов. Такое предложение содержится в разработанном министерством экономического развития РФ и вынесенном на общественное обсуждение законопроекте о раскрытии информации по бенефициарным владельцам объектов транспортной инфраструктуры. Согласно документу, собранные ФСБ сведения могут быть использованы в суде.

Подготовленный законопроект вводит требования по обязательному раскрытию информации как на текущей основе, так и по отдельным запросам. К числу особо значимых объектов транспортной инфраструктуры предполагается отнести аэропорты, которые открыты для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, объекты инфраструктуры морских и речных портов, железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции и иные объекты, перечень которых будет устанавливать правительство РФ.

Отказ от раскрытия владельцев предусматривает санкцию в виде ограничения скрытого акционера в праве голоса на общем собрании акционеров, указано в законопроекте.

Публичное обсуждение законопроекта продлится до 26 сентября 2013 года.

"Анархия" в аэропорту Домодедово

Претензии по структуре владения возникли у российских властей к одному из московских аэропортов - Домодедово - после теракта в январе 2011 года. Сразу после теракта Дмитрий Медведев /тогда президент России/ возмутился недостаточными мерами безопасности в аэропорту, назвав систему безопасности в Домодедово "анархией". Он добавил, что за произошедшее "должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта".

Генпрокуратура установила, что управление аэропортовым комплексом Домодедово осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. Созданная схема, по мнению ведомства, "позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово". Владелец московского аэропорта Домодедово — кипрский офшор Hacienda Investments Limited, заявила тогда Счетная палата России. Генпрокуратура так и не смогла установить владельцев Домодедово. В ведомстве "так и не нашли ту самую "последнюю матрешку", говорил заместитель генпрокурора Александр Буксман. Тогда он предложил узаконить раскрытие информации о собственниках для офшоров.

Информация о конечных бенефициарах

Спустя два года - в 2013-м - тема получила новое развитие. Все участники проектов по развитию Московского авиационного узла должны быть в российской юрисдикции, заявил президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросу развития столичного авиационного узла 3 июля. "Необходимо, чтобы все участники проекта находились в российской юрисдикции, с известными бенефициарами, - заявил глава государства. - Это важно для того, чтобы четко понимать, кто, за чей счет и в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры, и за что отвечать в конечном итоге".

По итогам совещания было решено, что управляющим компаниям московских аэропортов могут быть предоставлены госгарантии для привлечения кредитов для реализации инфраструктурных проектов, но управляющие компании должны обеспечивать раскрытие информации о конечных бенефициарах.