13 ноября 2014, 15:57,
обновлено 15 ноября 2015, 16:16
Cаммит G20

G20. Досье

EPA/ TOLGA BOZOGLU
"Группа 20" (G20 или "большая двадцатка") - неформальная организация, объединяющую крупнейшие экономически развитые и развивающиеся страны

15-16 ноября 2015 г. в Анталье (Турция) проходит юбилейный 10-й саммит "Группы двадцати". В повестке дня предстоящей встречи реформа МВФ, стратегия роста стран Группы, расширение занятости, включая борьбу с безработицей среди молодежи, и противодействие террористическим организациям, прежде всего, ИГ.

"Группа 20" (G20 или "большая двадцатка") - неформальная организация, объединяющую крупнейшие экономически развитые и развивающиеся страны.

Учредительная конференция "двадцатки" состоялась 15-16 декабря 1999 г. в Берлине по инициативе министров финансов ведущих промышленно развитых стран ("Группы 8") - Великобритании, Италии, Канады, США, ФРГ, Франции и Японии (Россия, входившая в "восьмерку" в 1997-2014 гг., не участвовала в заседаниях глав минфинов). "Двадцатка" была создана на фоне финансового кризиса 1997-1998 гг. с целью вовлечения развивающихся стран в управление глобальной экономикой.

Группа является одной из самых значительных площадок, на которой обсуждаются ключевые вопросы мировой экономической и финансовой политики, в том числе касающиеся реформы международных финансовых институтов и проблем глобального экономического роста. Решения Группы, которые принимаются консенсусом, не имеют обязательной силы и подлежат одобрению в МВФ, Всемирном банке и других финансовых и экономических организациях.

Членами Группы являются 19 стран (наряду со странами-учредителями это: Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Южная Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Турция и ЮАР) и Евросоюз. На страны "двадцатки", где проживает две трети населения планеты, приходится приблизительно 85% мирового ВВП и более 75% мировой торговли.

Главные направления деятельности "двадцатки" на предстоящий год определяет страна-председатель. Председательство в организации организовано по принципу ротации, при этом каждый год должен меняться и континент (например, в 2010 г. председательствовала Южная Корея, в 2011 - Франция, в 2012 - Мексика, в 2013 - Россия, в 2014 г. - Австралия, в 2015 г. - Турция). Координирующими органами являются временный секретариат (располагается в председательствующей стране) и "руководящая тройка" - бывший, действующий и будущий председатели.

Сначала основной формой деятельности Группы были ежегодные конференции на уровне министров финансов и глав центробанков, которые проходили в разных странах "двадцатки". После 2008 г., когда Группа провела первое заседание на уровне глав государств и правительств, формат встреч был изменен. Теперь главным мероприятием являются ежегодные саммиты (их подготовкой занимаются шерпы - представители лидеров стран-членов). Совещания министров финансов проходят несколько раз в год, кроме того, организуются встречи глав других министерств.

В рамках "двадцатки" осуществляется взаимодействие с негосударственными структурами. Так, с 2008 г. проходят встречи представителей гражданского общества ("Гражданская двадцатка", Civil-20), с 2009 г. - заседания деловых кругов ("Деловая двадцатка", Buisiness-20), с 2010 г. - встречи "Молодежной двадцатки" (Youth-20) и председателей парламентов, с 2011 г. - представителей профсоюзов (Labour-20), с 2012 г. - конференции научно-исследовательских центров (Think-20).

Помимо этого, в рамках "двадцатки" действуют рабочие группы по поддержке занятости, по реформированию мировых сельскохозяйственных рынков и мировой финансовой системы, по противодействию коррупции, а также Форум быстрого реагирования для обсуждения мировых цен на продукты питания.

Постоянные участники ключевых встреч "двадцатки" - руководители ООН, МВФ, Всемирного банка, ОЭСР, ВТО, МОТ, Совета финансовой стабильности. Для консультаций по специфическим вопросам часто приглашаются представители других международных организаций. Кроме того, в работу "Группы 20" вовлечены так называемые страны-гости, которые приглашаются председателем на один год. В 2014 г. Австралия пригласила Мавританию, Мьянму, Новую Зеландию, Сенегал, Сингапур. Испания имеет статус постоянного гостя.

В числе основных итогов деятельности "двадцатки" - достижение договоренности о принципиальной реформе мировой финансовой системы. В частности, при поддержке Группы в мире был начат процесс демонтажа системы "налогового рая", многие страны смягчили свои законодательства в отношении банковской тайны и заключили двусторонние соглашения по обмену информацией в области налогов. Также были приняты решения об увеличении ресурсов МВФ и о выделении помощи странам, пострадавшим от кризиса, о регулировании бонусовых выплат топ-менеджерам компаний и банков, об ужесточении контроля за финансовыми рынками.

Как проходили саммиты "двадцатки"

Первый саммит "Группы 20" состоялся 14-15 ноября 2008 г. в Вашингтоне и был посвящен вопросам, связанным с глобальным финансово-экономическим кризисом. На встрече были сформулированы основные принципы реформирования финансового рынка, включая повышение транспарентности и укрепление международного сотрудничества. В 2008-2011 гг. на саммитах "Группы двадцати" Россию представлял президент Дмитрий Медведев.

На втором саммите (2 апреля 2009 г., Лондон, Великобритания) большое внимание было уделено ситуации вокруг стран "налогового рая". По итогам саммита ОЭСР опубликовала "черный" список так называемых "налоговых оазисов", в который вошли Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай. Согласно постановлению "двадцатки", этим странам угрожали санкции (например, по требованию G20 Всемирный банк и МВФ могли отказаться от инвестиционных проектов в них). Уже через несколько дней все четыре страны из "черного" списка обязались обмениваться налоговыми данными в соответствии с нормами ОЭСР. Также на саммите были приняты решения о снятии жестких требований к сохранению банковской тайны. В числе важных документов встречи План действий по выходу из глобального финансового кризиса, один из пунктов которого увеличение ресурсов МВФ.

Одним из основных итогов третьего саммита (24-25 сентября 2009 г., Питтсбург, США), стало решение о перераспределении квот в МВФ (не менее 5%) и во Всемирном банке (не менее 3%) в пользу развивающихся стран. Кроме того, на саммите были достигнуты договоренности о регулировании доходов высших чиновников в финансовых учреждениях и о поэтапном сокращении субсидий на использование неэффективных видов ископаемого топлива с целью создать условия для инвестирования в экологически чистые источники энергии. Группе был придан статус главного форума международного экономического сотрудничества. В соответствии с решениями саммита во Всемирном банке уже в 2010 г. доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой увеличилась на 3,13% до 47,19%; МВФ утвердил план перераспределения квот в ноябре 2010 г., однако до сих пор он не вступил в силу, поскольку не прошел ратификацию конгрессом США).

На четвертом саммите (26-27 июня 2010 г., Торонто, Канада) основное внимание было уделено вопросам, связанным с сокращением государственного долга и бюджетного дефицита. Также обсуждалась возможность введения специального налога на банковскую деятельность для создания дополнительного фонда стабилизации экономики (в числе стран, высказавшихся за налог, США, Германия и Франция, против него выступили Япония, Индия, Китай, Канада и Россия). Участники встречи инициировали проект в области финансирования малых и средних предприятий с использованием средств многосторонних банков развития и Глобальную программу развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности.

На пятом саммите (10-11 ноября 2010 г., Сеул, Южная Корея) было принято несколько документов. В частности, в Сеульском консенсусе в области развития для обеспечения всеобщего роста указывается, что универсальной формулы для обеспечения успеха в развитии не существует, поэтому развивающиеся страны должны взять на себя инициативу по разработке стратегий развития, которые учитывали бы их индивидуальные потребности.

На шестом саммите (3-4 ноября 2011 г., Канн, Франция) были приняты решения об оказании помощи странам еврозоны, испытывавшим финансовые проблемы, через институты МВФ; об увеличении взносов в различные механизмы МВФ для помощи странам в преодолении последствий мирового финансового кризиса; о расширении к 2015 г. корзины Специальных прав заимствования (расчетная единица МВФ, стоимость которой в настоящее время определяется на основе рыночного курса доллара, евро, йены и фунта стерлингов).

Основная тема седьмого саммита (18-19 июня 2012 г., Лос-Кабос, Мексика) касалась кризиса в зоне евро. Обсуждались возможности обеспечения роста экономики, проблемы создания новых рабочих мест. В числе главных итогов встречи было принято решение о выделении для МВФ свыше 450 млрд долларов в целях помощи странам еврозоны. Подписан План действий по обеспечению экономического роста и созданию новых рабочих мест, в котором указывается на необходимость борьбы с протекционизмом. Россию представлял президент Владимир Путин.

Председательство России в G20

Уверен, что принятые нами решения будут последовательно реализовываться, а Группа двадцати будет и впредь служить примером эффективной кооперации, взаимодействия между партнерами, будет способствовать стабильности и устойчивому развитию мировой экономики и улучшению качества жизни людей
Владимир Путин
из заявления по итогам саммита G20 в Санкт-Петербурге в 2013 году

Восьмой саммит прошел под председательством России (5-6 сентября 2013 г., Санкт-Петербург). По заявлению президента Владимира Путина, усилия "двадцатки" были сконцентрированы на разработке мер, стимулирующих экономический рост и создание рабочих мест (в том числе для молодежи и людей с ограниченными возможностями). Также обсуждались такие темы, как международная финансовая архитектура; управление государственным долгом; обеспечение доверия и транспарентности на рынках. На саммите впервые было решено проводить аудит выполнения странами-членами ранее взятых обязательств. По итогам было принято свыше 10 документов. В частности, в Санкт-Петербургской стратегии развития закреплены приоритеты в оказании помощи странам с низкими уровнями доходов. Это обеспечение продовольственной безопасности; расширение доступа к финансовым услугам и повышение уровня финансовой грамотности; создание современной инфраструктуры; мобилизация внутренних ресурсов.