Корабль "Союз ТМА-16М". Досье

Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым космическим кораблем "Союз ТМА-16М" во время установки на стартовый комплекс космодрома "Байконур". 25 марта 2015 года. Михаил Джапаридзе/ ТАСС
Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым космическим кораблем "Союз ТМА-16М" во время установки на стартовый комплекс космодрома "Байконур". 25 марта 2015 года

27 марта с Байконура стартует очередная экспедиция на МКС

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. "Союз ТМА-М" - последняя модификация транспортных пилотируемых космических кораблей семейства "Союз" (первый запуск - в 1967 г.). Создан на базе корабля "Союз ТМА", который эксплуатировался в 2002-2011 гг. Головной разработчик и производитель - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева (Королев, Московская область).

Предназначен для полетов на околоземной орбите, является единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию (МКС, до 2011 г. эту функцию также осуществляли американские многоразовые корабли типа Space Shuttle). Выполняет роль корабля-спасателя в случаях вынужденной или аварийной эвакуации экипажа (при возникновении опасной ситуации на МКС; заболевания или травмы космонавта). Кроме того, используется для доставки на станцию и возвращения на Землю небольших грузов (научно-исследовательской аппаратуры, личных вещей космонавтов; результаты экспериментов и др.) и удаления отходов со станции в бытовом отсеке. В составе МКС постоянно находятся два корабля "Союз ТМА-М" за исключением краткого периода пересменки экипажей.

Внешняя конфигурация "Союза ТМА-М" полностью соответствует кораблю предыдущей серии. Он состоит из трех отсеков: спускаемого аппарата, приборно-агрегатного и бытового отсеков. В отличие от предыдущей модификации - "Союза ТМА", оснащен цифровой системой управления (вместо аналоговой). На борту установлена центральная вычислительная машина - ЦВМ-101, разработанная Научно- исследовательским институтом "Субмикрон" (Зеленоград, Москва) с производительностью 8 млн операций в секунду и ресурсом работы - 35 тыс. часов. Система телеметрии заменена на более компактную цифровую MBITS для улучшения сопряжения с бортовой системой МКС. Всего было заменено 36 устаревших приборов на 19 современных, в результате чего общая масса корабля снизилась на 70 кг. Корабль рассчитан на экипаж от двух до трех человек (при росте космонавта 150-190 см и весе 50-95 кг). Его длина по корпусу - 6,98 м, максимальный диаметр - 2,72 м, диаметр жилых отсеков - 2,2 м, размах солнечных батарей - 10,7 м. Максимальная масса корабля - 7,22 т, масса спускаемого аппарата - около 2,9 т, масса полезного груза - до 100 кг (при экипаже из трех человек). Полетный ресурс - 200 суток.

Запуски проводятся с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Союз-ФГ". С марта 2013 г. вместо двухсуточной схемы полета корабля к МКС применяется укороченная шестичасовая, когда корабль совершает всего четыре витка вокруг орбиты. Для сближения и стыковки со станцией используется система "Курс-А" Научно- исследовательского института точных приборов (Москва).

Впервые "Союз ТМА-М" был выведен на орбиту 7 октября 2010 г., корабль находился в полете около 160 суток и входил в состав орбитального комплекса МКС. На нем и следующем "Союзе ТМА-02М" одновременно с обслуживанием станции проходили летные испытания. Всего осуществлено 15 запусков. В настоящее время к МКС пристыкован "Союз ТМА-15М", который стартовал 24 ноября 2014 г.

В перспективе "Союз ТМА-М" сменит усовершенствованная версия пилотируемого корабля - "Союз МС", его летные испытания начнутся в марте 2016 г.

27 марта 2015 г. с Байконура стартует корабль "Союз ТМА-16М", который доставит на МКС экипаж в составе Геннадия Падалки (Россия), Михаила Корниенко (Россия) и Скотта Келли (США).

Михаилу Корниенко и Скотту Келли предстоит проработать на МКС около года - по 3 марта 2016 г. (до этого основные экспедиции на станцию длились порядка шести месяцев). Первая в истории космонавтики годовая экспедиция состоялась с 21 декабря 1987 г. по 21 декабря 1988 г. (365 суток 22 часа 39 минут) на российской станции "Мир", ее участниками были советские космонавты Владимир Титов и Муса Манаров. Самый длительный в истории космический полет (437 суток 17 часов 58 минут) совершен также на станции "Мир" российским космонавтом Валерием Поляковым в январе 1994 г. - марте 1995 г.

Геннадий Падалка, который провел в космосе 710 суток 6 часов 21 минуту (за 4 полета), в ходе экспедиции на МКС установит новый рекорд по суммарной продолжительности пребывания человека на орбите. Он опередит Сергея Крикалева, на счету которого 803 суток 9 часов 38 минут (за 6 полетов).