Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Подводная лодка Российского императорского флота "Сом"

28 июля 2015, 16:06 UTC+3
Поделиться
Материал из 1 страницы

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Подводная лодка "Сом" - экспериментальная, затем головная в серии субмарина, разработанная под руководством американского инженера Артура Леопольда Буша. Построена в 1901-1902 годах по проекту Holland VIIR на верфи Crescent Shipyard в Элизабете, шт. Нью-Джерси, США.

Заложена в 1901 году под именем Fulton, спущена на воду 2 июня 1901 года. До 1904 года в рекламных целях проходила испытания в США. 28 апреля 1902 года вышла в Чесапикскую бухту, где произошла авария - на борту лодки из-за электрической искры взорвался скопившийся в прочном корпусе "гремучий газ" (смесь водорода и кислорода). В результате ожоги и отравления получили командир, четверо подводников и австрийский морской офицер.

28 апреля 1904 года при посредничестве товарищества Невского судостроительного и механического заводов (Санкт- Петербург) была приобретена Российским императорским флотом. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства зачислена в состав Сибирской флотилии под именем "Сом". В июле 1904 года лодка в частично разобранном виде была доставлена пароходом из Нью-Йорка в Кронштадт и к 6 сентября достроена на Невском заводе. 26 сентября субмарина вступила в строй, в октябре прошла испытания в Морском канале.

В связи с началом Русско-японской войны в декабре 1904 года доставлена железной дорогой во Владивосток, 1 января 1905 года зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского отряда крейсеров. В феврале 1905 года подлодка приведена в боевую готовность. До окончания Русско-японской войны успела совершить в окрестностях Владивостока несколько боевых походов под командованием лейтенанта князя Владимира Трубецкого.

В 1913 года прошла капитальный ремонт, вместо бензинового был установлен дизельный двигатель.

В декабре 1914 года - январе 1915 года перевезена из Владивостока в Севастополь. Вошла в состав 4-го дивизиона бригады подводного плавания Черноморского флота. Совершила несколько выходов в составе отряда судов, сформированного для обороны Одессы.

В августе - сентябре 1915 года перевезена в Петроград, где пополнила состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря. В 1915-1916 годах базировалась в Мариенхамне (ныне территория Финляндии). Несла дозорную службу в южной части Ботнического залива.

10 мая 1916 года в 4 часа утра, осуществляя патрулирование в районе Аландских островов (в то время входивших в состав Российской империи), погибла при столкновении со шведским пароходом Angermanland ("Ингерманланд"). По версии капитана парохода, лодка шла под перископом в погруженном состоянии параллельным курсом, затем повернула к пароходу.

Посчитав, что его судно хотят досмотреть, капитан замедлил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, лодка ударила в подводную часть парохода и больше не показывалась. Согласно другой версии, капитан судна преднамеренно протаранил лодку, опасаясь досмотра. На борту "Сома" погибли все 18 членов экипажа во главе с командиром лейтенантом Хрисанфом Бугураевым (2 офицера и 16 матросов).

Летом 2014 года шведские дайверы-энтузиасты из команды Ocean X Team обсуждали на интернет-форуме обнаружение в районе крушения остатков подводной лодки, предположительно, принадлежавшей Российскому императорскому флоту.

27 июля 2015 года участники Ocean X Team оповестили о своей находке вооруженные силы Швеции. Опубликованные видеоматериалы позволили специалистам с большой степенью вероятности утверждать, что обнаружена именно субмарина "Сом".

Подлодка "Сом" имела корпус веретенообразной формы с утолщенной носовой частью и узкими обводами кормы, с легкой надстройкой. Длина корабля - 19,3 м, ширина - 3,5 м, средняя осадка - 2,9; надводное водоизмещение - 105 т, подводное - 120 т. Предельная глубина погружения - 30 м; надводная скорость - 8,5 узлов, подводная - до 6 узлов.

Могла находиться под водой до 15 часов; автономность плавания - 8 суток. Экипаж - 18-22 человека. Первоначально лодка оснащалась бензиновым двигателем внутреннего сгорания мощностью 160 лошадиных сил и гребным электромотором (70 лошадиных сил). Вооружение состояло из одного носового торпедного аппарата калибра 457 мм (боезапас - 3 торпеды). С 1915 года лодки данной серии в составе Балтийского флота были дополнительно вооружены орудиями калибра 37 мм.

В 1904-1907 годах Невский судостроительный завод по лицензии, приобретенной у компании Electric Boat (ныне - General Dynamics Electric Boat), построил для русского флота еще шесть подводных лодок данного проекта: "Щука", "Пескарь", "Стерлядь", "Белуга", "Лосось" и "Судак". Они участвовали в Первой мировой войне, находились в боевом строю до конца 1916 года, в 1918 годах были захвачены войсками Германии на базах в Балтийском и Черном морях.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама