История отношений между Русской православной и Римско-католической церквями. Досье

Валерий Матыцин/ ТАСС

Догматической конфликт возник сразу после раскола западной и восточной христианских церквей в 1054 г.

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. на Кубе состоится встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Это первая в истории встреча предстоятелей русской православной и римско-католической церквей.

Предыстория конфликта

Крещение Руси состоялось в 988 г. по Византийскому обряду. Русская церковь стала новой митрополией Константинопольской патриархии, к тому времени уже не подчинявшейся западной церкви, возглавляемой папой римским.

Догматической конфликт между католической и русской православной церковью возник сразу после раскола западной и восточной христианских церквей в 1054 г. Политический же конфликт начался в XIII-XIV веках, когда католицизм начал распространять свое влияние на славянские, в том числе русские земли.

В 1438-1439 гг. состоялся Ферраро-Флорентийский собор, на котором православному духовенству было предложено признать главенство папы римского в обмен на военную помощь Византии перед угрозой наступления турок. Несмотря на то, что Византия согласилась на это предложение, тем не менее помощи она не получила. Уния по ряду причин так и не состоялась, в том числе из-за сопротивления византийского духовенства и нежелания европейских монархов оказывать помощь Константинополю. Русская и грузинская церкви подписывать унию отказались, причем русская церковь объявила в 1448 г. о своей автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата.

Возникновение униатства в Восточной Европе

В результате захвата Византийской империи турками в 1453 г., православный патриархат в Константинополе начал терять влияние в Восточной Европе. В результате, католическая церковь активизировала процесс создания новой подчиненной Риму церкви восточного обряда (известна как греко-католическая или униатская церковь) на территории преимущественно православных восточных и южных частей Речи Посполитой (объединенного государства Польши и Литвы). В 1596 г. в Бресте (ныне на территории Белоруссии) рядом епископов киевской митрополии была подписана Брестская церковная уния. Она заключалась в том, что православные Речи Посполитой переходили в подчинение папе римскому с сохранением своей литургической традиции. Значительная часть православных отказалась поддержать унию, что привело к кровопролитным конфликтам на территории Речи Посполитой. Этот конфликт стал одной из причин, приведших к воссоединению Украины с Россией в 1653 г.

Католичество в Российской империи

В XVIII-XIX веках Российская православная и Римско-католическая церкви не имели прямых контактов. При этом со времен Петра I и массового принятия иностранцев на государственную службу, отношение к католикам стало терпимей, им было дозволено открывать новые церкви в российских городах. В 1773 г. без согласования с Римом была создана католическая Могилевская архиепархия. В 1783 г. для ее канонического утверждения в Россию прибыл первый чрезвычайный посол Ватикана - Джованни Аркетти. После этого предстоятелей католических российских епархий Рим начал назначать с согласия российского императора.

В результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) в состав России вошли крупные области с католическим населением. В итоге в 1818 г. между российским правительством и Ватиканом был подписан первый конкордат (церковно-государственный договор), регулировавший правовое положение католиков. Он был расторгнут после польского восстания 1830-1831 гг.

В 1839 г. собор Русской греко-католической церкви в Полоцке (ныне Белоруссия) отменил Брестскую унию, приходы униатской церкви присоединились к Российской православной церкви. Униатскими остались только храмы на территории Австрийской империи. Окончательно Брестская уния была ликвидирована на Львовском соборе Украинской греко-католической церкви 1946 г. Соборы 1839 и 1946 гг. Католической церковью не признаются.

В 1847 г. был заключен второй конкордат, который, в частности, гарантировал финансирование российскими властями деятельности католической церкви в России. Однако и он был расторгнут в 1866 г. из-за поддержки Ватиканом польского восстания 1863 г. Разрыв отношений сопровождался конфискацией имущества католического духовенства и ликвидацией всех оставшихся униатских епархий (завершена в 1875 г.).

Дипломатические отношения России с Ватиканом были восстановлены только в 1893 г. После Октябрьского манифеста 1905 г. Римско-католическая церковь (РКЦ) получила возможность свободно осуществлять религиозную деятельность.

В советское время

5 февраля 1918 г. Советом народных комиссаров (СНК) был принят декрет об отделении церкви от государства, который, в частности, лишал имущественных прав все религиозные организации. Как православное, так и католическое духовенство подвергалось репрессиям со стороны советской власти. Имущество обеих церквей было национализировано, значительное число священнослужителей было приговорено к тюремному заключению или ссылке, причем католических епископов чаще всего высылали за рубеж.

В 1926 г. вместо епархий на территории СССР были образованы апостольские администратуры. Однако к середине 1930-х гг. почти все католические структуры в стране были разгромлены, священнослужители высланы или репрессированы.

Прямые двусторонние контакты между Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ МП) и Ватиканом стали развиваться со второй половины 1950-х гг. Наиболее активно - во время понтификата папы Иоанна XXIII (1958-1963), сторонника интенсификации межцерковного диалога. На I Всеправославном совещании на острове Родос (Греция) в 1961 г. было принято решение развивать отношения православных церквей "в духе любви Христовой". После этого представители РПЦ МП впервые присутствовали в качестве наблюдателей на II Ватиканском соборе в 1962 г.

В 1967 г. между церквями начался богословский диалог (обсуждение разногласий основ вероучения) на общецерковном уровне. Первые контакты состоялись в Ленинграде. В 1979 г. для диалога между четырнадцатью автокефальными православными церквями (включая РПЦ МП) и Ватиканом была создана Специальная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и православными церквями.

Проблемы в отношениях в настоящее время

Межцерковный диалог был приостановлен в 1990 г. из-за того, что на Западной Украине возобновила деятельность Украинская греко-католическая (униатская) церковь (УГКЦ), которая с 1945 г. действовала за рубежом или на нелегальном положении в СССР. Решением местных властей или насильственными действиями она начала отбирать многие из приходов, которые до этого принадлежали московскому патриархату. Также РПЦ МП считает недопустимым создание на своей канонической территории параллельных церковных структур (митрополий и епархий), в том числе УГКЦ. Поддержка униатства и прозелитизм РКЦ с этого момента являлся одной из главных преград, помимо догматических разногласий, на пути межцерковного диалога.

По итогам прошедшего 17-24 июня 1993 г. заседания Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу была принята Баламандская декларация. В ней католическая сторона провозгласила отказ от прозелитизма (деятельность по обращению в свою конфессию), а православные церкви приняли существование Восточных католических церквей (Армянской католической, Маронитской, Халдейской католической и др.). В 2008 г. Патриарх Московской и Всея Руси Алексий II заявил, что тексту Баламандской декларации "никогда не придавалось догматического значения". По словам патриарха, "документ так и не стал для католиков препятствием для насаждения унии и продолжения экспансии на восток".

Из-за проблемных вопросов унии и прозелитизма в 1990-х гг. все прошедшие двусторонние конференции и совещания с участием РПЦ и РКЦ завершались безрезультатно.

Также конфликт вызвало решение папы Иоанна Павла II об учреждении в России четырех католических епархий вместо апостольских администратур. РПЦ отрицательно отреагировала на этот шаг, поскольку это означало создание на канонической территории РПЦ параллельной полноценной церковной структуры.

Несмотря на эти проблемы, заседания Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу продолжаются. Последняя из них, 13-я по счету, прошла в Аммане (Иордания) 16-22 сентября 2014 г. 14-е заседание Смешанной комиссии намечено на 2016 г.