ТАСС-ДОСЬЕ. 11 мая 2016 года компания "Автодор" должна принять решение о заключении концессионного соглашения на строительство третьего пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги.
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) - строящаяся автомобильная магистраль, которая пройдет по территории Московской области и Москвы.
История
К началу 2000-х годов из-за возросших транзитных и местных автомобильных потоков начала исчерпываться пропускная способность основных кольцевых дорог Москвы и Подмосковья - Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), Московского малого кольца (А107, "бетонка") и Московского большого кольца (А108, "большая бетонка"). Существенно расширить последние две дороги на всем их протяжении невозможно, поскольку они проходят через населенные пункты.
30 декабря 2003 года правительство Московской области приняло постановление "Об утверждении основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области", согласно которому первоочередной задачей в области транспорта для региона было строительство ЦКАД. В 2005 году началось резервирование земель под магистраль. В том же году замминистра транспорта Александр Мишарин сообщил, что проезд по ЦКАД планируется сделать платным.
20 ноября 2006 года концепция инвестиционного проекта по возведению трассы была одобрена Министерством транспорта РФ. Тогда планировалось, что 50% строительства будет оплачено из Инвестиционного фонда РФ, остальные средства поступят из бюджета Подмосковья и от частных инвесторов. Предпроектные работы начались в 2008 году. Однако реализации проекта помешал мировой финансовый кризис: в декабре 2009 года губернатор Московской области Борис Громов сообщил, что "планы, связанные с ЦКАД, сдвинуты", поскольку на это "нет денег". Тем не менее первые работы по подготовке к строительству начались в 2011 году.
Проектирование трассы было активизировано в 2012 году после принятия решения о расширении границ Москвы (из-за этого часть ЦКАД оказалась на территории столицы). 12 апреля 2012 года президент РФ Дмитрий Медведев поручил государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), правительству Москвы и Московской области завершить разработку проектной документации.
21 июня 2013 года в ходе Петербургского международного экономического форума глава государства Владимир Путин сообщил, что на строительство ЦКАД будут направлены средства Фонда национального благосостояния РФ.
26 августа 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев заложили капсулу на месте начала строительства. В 2015 году начались активные строительные работы на первоочередных участках.
Характеристики трассы
Проект ЦКАД предполагает два пусковых этапа. Первый, длиной 339 км, пройдет параллельно Московскому малому кольцу, в 50 км от МКАД, обходя при этом населенные пункты. Исключением станет участок к западу от Москвы: из-за отсутствия свободного места на строительство новой дороги 76-километровый участок "бетонки" будет просто реконструирован (проезд по нему останется бесплатным).
После 2020 года планируется завершить строительство второго этапа ЦКАД: обходя участок "бетонки" к западу от Москвы, ЦКАД пройдет там вдоль Московского большого кольца (порядка 100 км от МКАД). При этом на северо-западе участок новой дороги замыкать не планируется: вернуться от "большого полукруга" на основной участок ЦКАД можно будет по платной трассе М11 Москва - Санкт-Петербург. После сдачи в эксплуатацию второго этапа строительства общая протяженность ЦКАД составит 529 км.
Расчетная скорость движения - до 140 км/ч (за исключением бесплатного участка). На всем протяжении трасса будет четырехполосной. Впоследствии планируется расширение дороги.
Вдоль трассы оборудуют 62 автозаправочные станции, 18 станций техобслуживания, 18 мотелей. На строительстве дороги будут заняты 11 тыс. человек. После ввода в эксплуатацию планируется, что ЦКАД позволит создать около 200 тыс. новых рабочих мест в Москве и Подмосковье.
Пусковые комплексы
ЦКАД поделена на пять пусковых комплексов: 1, 3, 4 - новые дороги вдоль Московского малого кольца, 5 - реконструированная часть "малой бетонки" к западу от МКАД. Эти участки замкнут кольцо ЦКАД не позднее 20 мая 2018 года. Их проектирование уже завершено.
Пусковой комплекс 2 пройдет параллельно "большой бетонке", он будет построен после 2020 года. Также отложено строительство связки комплексов 1 и 2 (участок № 2 пускового комплекса 1).
Планируется, что движение по участку 1 будет самым интенсивным - до 44,4 тыс. автомобилей в сутки к 2030 году. Ежедневный транзитный трафик по ЦКАД может достичь 120 тыс. автомобилей.
Договоры и концессии
Строительство ЦКАД ведется на основе частно-государственного партнерства. Строительство участка 1 пускового комплекса 1, а также пускового комплекса 5 ведется по долгосрочным инвестиционным соглашениям, подписанным в 2014-2015 годах. Строят участки группа "Крокус Интернешнл" и ООО "Кольцевая магистраль" (группа компаний "АРКС") соответственно. Срок действия соглашений - 23-24 года. Строительство пусковых комплексов 3 и 4 будет вестись по концессионным соглашениям с ГК "Автодор".
Стоимость проекта
Общая стоимость проектирования ЦКАД, строительства и выкупа земель под него составляет, ориентировочно, 300 млрд руб. (не включая второй пусковой комплекс). Стоимость строительства по пусковым комплексам 1, 3-5 - 248,3 млрд руб. По словам главы ГК "Автодор" Сергея Кельбаха, 25% финансирования выделят частные инвесторы, 75% - государство (из ФНБ будет выделено 150 млрд руб.).