Шахар Вайсер: наша цель – стоимость поездки на такси, равная стоимости проезда в автобусе

Шахар Вайсер. Пресс-служба Gett
Шахар Вайсер

Основатель сервиса Gett (ранее GetTaxi) рассказал ТАСС о модели бизнеса компании, а также почему онлайн-сервисы заказа такси вызвали столько недовольства со стороны властей в Европе и в России

Интернет-технологии изменили многие аспекты жизни, в том числе сферу такси, сделав услугу доступной. Основатель появившегося в 2010 году сервиса Gett (ранее GetTaxi) Шахар Вайсер рассказал ТАСС о модели бизнеса компании, а также почему системы и онлайн-сервисы заказа такси вызвали столько вопросов и даже недовольства со стороны властей в Европе и теперь в России. На сегодняшний день Gett доступен в 57 городах, по всему миру сервисом Gett пользуются более 10 млн человек. Подразделения этой компании представлены кроме России также в Великобритании, Израиле и США.

- Как Gett удается постоянно понижать цены на услуги такси? Если это демпинг, то за счет каких ресурсов он возможен?

- Самое правильное будет начать с бизнес-модели Gett, и почему она не является демпингом. В конечном итоге Gett - это исключительно технологичная компания. Именно технологии позволили оптимизировать существующий рынок транспорта. Так получилось, что рынок транспорта, хоть и являлся одним из самых дорогих активов человечества, но, что парадоксально, использовался наименее эффективно. Так, утилизация личного транспорта составляет менее 4%. Отсюда проблема пробок и парковок. Утилизация же такси составляет порядка 40-50%, что в 10 раз больше. Этот вид транспорта дает людям свободу передвижения, но при этом не загружает магистрали и, главное, парковки. По этой причине сферу такси так поддерживают все муниципалитеты мира. 

Почему до этого пользователи не отказывались от собственного автотранспорта? До появления таких сервисов, как Gett, собственный автомобиль давал большую свободу передвижений, такси же нужно было заказывать по телефону, ждать в течение часа, цена поездки была высокой. При таких условиях такси не могло стать альтернативой личному транспорту. В этот момент, 5 лет назад, была создана компания GetTaxi. Мы разработали технологию, решившую две основные проблемы: снизили скорость подачи машины до 5 минут и довели минимальную стоимость поездки до 50 рублей.

- Каков предел цены, до которого позволяет его довести ваша бизнес-модель? 

- Наша цель – довести стоимость поездки на такси до стоимости проезда в автобусе и при этом сделать так, чтобы водитель зарабатывал больше денег, чем сегодня. Это возможно, если понять, как мы работаем.

В такси во всем мире вы платите за время. Что было еще необычного в России - это то, что, помимо того что вы платите за время, дополнительно к этому выставлялась высокая минимальная стоимость (в 2012 году около 450-550 рублей), убивая, таким образом, возможность осуществлять короткие поездки. Вы понимаете, что не будете заказывать такси, если оно стоит каждый раз 550 рублей. Это нормально, когда вы едете куда-то далеко. Но поездки от дома до метро при такой цене вы совершать не будете.

Давайте рассмотрим причину, по которой минимальная поездка была такой дорогой. Такси до прихода на рынок Gett и других подобных сервисов было загружено (когда оно едет с пассажиром) процентов на 20. То есть таксист зарабатывал только 20% из рабочего времени. И это не потому, что таксисты - бездельники, а потому, что когда парк в среднем на 100-150 машин, а им надо покрывать всю Москву, машина едет к пассажиру в среднем 50-60 минут. Вы понимаете, что есть время, когда таксист ехал к вам, есть время, когда он ждал вашего заказа. Вот это все и создавало 80% незагруженности - только 20% оплачиваемого времени таксист был с пассажиром. Тарификация должна была оплачивать все время таксиста, с учетом простоя. Так ранее в мире была создана логика услуг такси. По этой причине, когда такси добиралось до заказа около часа, "минималка" была высокая. Водитель, потратив час на дорогу к клиенту, ожидал, что даже минимальная оплата будет существенной.

С помощью технологий Gett удалось объединить такси в таких крупных городах, как Москва, Питер, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов, Нижний Новгород, Сочи, Нью-Йорк, Тель-Авив, Лондон. Это самая большая база свободных такси, поэтому, когда пользователь делает заказ, к нему едет ближайший свободный водитель из 20 тысяч легальных перевозчиков города. А не один из 150 водителей определенного парка. Технологии позволили находить ближайшего к пользователю свободного водителя и подавать машину за 5 минут. А главное – мы смогли повысить загруженность водителя с 20% времени до 40-50%. Это значит, что количество платных минут внутри рабочего дня таксиста возросло. Мы можем понизить стоимость минуты для пользователя, но при загрузке 40-50% времени водитель будет зарабатывать больше, чем раньше.  

Наша мечта - "бесконечная поездка". Если мы сможем загрузить водителя на 100%, чтобы после завершения заказа без простоя и холостого пробега к нему садился следующий пассажир, мы технически доведем до максимума утилизацию автомобиля и до минимума - стоимость минуты. Минута может стоить в 5 раз дешевле, чем она стоила в 2012 году, но при этом водитель будет зарабатывать столько же.

- Справедливы ли претензии ряда органов власти к тому, что онлайн-сервисы подрывают деятельность малого бизнеса в сфере такси? 

- Если тот, кто говорит, что малый бизнес погибает, изучит принципы работы Gett, он изменит свою позицию. Это ярчайший пример того, как технология стала "паролем инноваций": она делает существующий бизнес более эффективным, развивает его. Этот подход взорвал мировой рынок такси в принципе. 

Во-первых, мы дали лицензированным перевозчикам возможность заработать. Достаточно иметь иномарку не старше 3 лет, оформить лицензию, пройти отбор и обучение в Gett.

Сегодня такси стало реальной альтернативой личному транспорту, особенно в связи с ростом числа платных парковок - содержание собственного автомобиля стало дорогостоящим.

После появления таких сервисов, как Gett, на рынке больше нет места "бомбиле". Раньше именно "бомбилы" были единственным способом уехать за 100 рублей и быстро. Теперь потребитель справедливо не хочет рисковать и ехать на старой, разбитой машине, когда можно за 50 рублей доехать до метро на Gett. Это поменяло рынок и заставило многих таксистов из теневых стать легальными, получить лицензию и подключиться к Gett. Появился цивилизованный, легальный, безопасный, платящий налоги, принимающий платежные карты, имеющий wi-fi в машине сервис. Легальные такси смогли использовать выделенные полосы, парковки. Обратите внимание, через пользу, а не через штрафы и наказание.

- Как вы для себя и для рынка онлайн-сервисов такси оцениваете риски судебных разбирательств по Uber, которые начались в США и Европе? 

- С Uber - особая ситуация. Во многих странах запрещен Uber Pop, работающий с частными водителями без лицензии: в Европе, в Бразилии, в Индии. Понятно, что власти не поддерживают нелегальный извоз, особенно в России, где с проблемой "бомбил" боролись десятки лет, и только недавно стал виден прогресс.

Ведь если нет уверенности, что у таксиста нет криминального прошлого, что у него в порядке все виды страховок, это становится риском для пассажира. Легальное же лицензионное такси предусматривает все эти проверки. 

- Российская антимонопольная служба недавно подключилась к расследованию ситуации с онлайн-сервисами такси. Как вы считаете, вы создаете риски монополии на рынке? С вами какие-то беседы велись на этот счет? Как вы вообще взаимодействуете с властями? 

- Конкуренция на рынке такси очень большая, в Москве отдельных парков такси более 800, у каждого своя служба, каждый из них представлен отдельно в других системах. В целом в России вообще более 180 тысяч машин, которые занимаются извозом. 

Мы работаем со всеми госорганами. Все ведомства очень позитивно относятся к тенденции и динамике развития рынка, которые приносит Gett. Помимо того, что сфера такси перестала быть криминальной, мы помогли в кризис создать 20 тысяч рабочих мест, и все 20 тысяч водителей, которые сегодня работают с нами, платят налоги. Что может быть лучшим примером частного бизнеса, развивающего экономику? Легальное такси снижает нагрузку с парковок, с дорог, наконец, улучшает экологию в городе, так как позволяет меньше использовать личный транспорт. ФАС и другие институты понимают, что мы продвигаем инновации и делаем рынок более конкурентоспособным. 

- Как московские власти, где система такси на сегодня наиболее развита из всех городов России, но и где так ощутимы проблемы пробок и парковок, реагируют на ваши инициативы? 

В 2010 году в Москве было 7,5 тыс. легальных таксистов, которые, протестуя против засилья "бомбил" без лицензий и разрешений, перекрывали Тверскую улицу, выходили на Манежную площадь. Сегодня количество официальных такси выросло до 55 тыс., и это наши партнеры
Максим Ликсутов
Заммэра Москвы

- Город выигрывает, потому что артерии его освобождаются. Как я уже сказал, наша цель - быть той альтернативой частному транспорту, убрать лишние машины с дороги, понизить дорожный трафик, улучшить экологию, повысить утилизацию автотранспорта, дать индивидуальным предпринимателям заработать.  

Впрочем, мы не получаем никакой помощи от города, но также не встречаем и каких-то помех. Фактически пришла частная компания с частным капиталом, «нырнула» во все проблемы, связанные с рынком такси, и за три года сделала его цивилизованным. И сделала это за свои деньги. Трудно сказать, рады городские власти этому или нет - конкретного они ничего не высказывали. Но мы надеемся на позитив с их стороны. 

Кстати, сегодня наши машины приезжают быстрее, чем скорая помощь или полиция. Это на самом деле нас поразило. В какой-то момент мы даже стали обсуждать, что мы можем с этим сделать, как можем помогать людям.

- Как вы оцениваете выручку Gett и годовую динамику ее прироста? Каковы дальнейшие перспективы роста оборота? Во сколько вы оцениваете оборот рынка онлайн-такси в России? Наконец, считаете ли вы другие две популярные системы  - "Яндекс.Такси" и Uber - своими конкурентами в России? 

- Совокупный оборот компании по всему миру утраивается каждый год с момента нашего создания в 2010 году. Ни один рынок не растет такими темпами. Телеком считался до сегодняшнего дня самым быстрорастущим бизнесом, это было 50% в год в лучшее время. Рынки с операционной (иными словами - большой офлайн-составляющей) вообще практически не растут такими темпами.

Чем ниже цена поездки на такси, тем больше треугольник спроса. При минимальной стоимости поездки в 500 рублей - рынок такси один, когда это 50 рублей - рынок абсолютно другой. 

Традиционный рынок такси - один из старейших рынков в мире. Глобально он растет на 3-5% в год. Рынок такси в России, который пока в основном представлен традиционными услугами в этой сфере, оценивается в 2015 году в $9 млрд. Но с приходом онлайн-сервисов спрос на использование такси начал расти, и на протяжении 3-4 ближайших лет он может быть в 2-3 раза больше. Поэтому мы можем говорить, что видоизмененный рынок дойдет до $15-20 млрд в год.

С приходом в эту индустрию онлайн-сервисов такси поменялась и сама логика рынка, и сценарии использования такси. Раньше пользователи заказывали такси в трех случаях: если не могли сесть за руль, так как употребляли алкоголь, если ехали в аэропорт или если собственная машина была в ремонте. Теперь пользователи ездят на такси на работу, перемещаются на нем по центру города во время деловых встреч, совершают короткие поездки буквально от дома до метро. При этом отпала необходимость искать парковку. Мы заметили, что человек, однажды попробовав Gett, через 2 месяца пользуется им в полтора раза больше, а через 2 года он пользуется им в три раза больше, чем вначале. И это также отражается на рынке.

По поводу конкурентов. По сводным данным различных исследований, Uber лидирует на американском рынке, там они больше Gett по числу такси и оценочной выручке, однако в России их бизнес намного меньше. На российском рынке ведущее положение принадлежит локальным игрокам: в обеих столицах это Gett и "Яндекс.Такси", в регионах традиционно сильны были местные сервисы, например "Максим", "Везет", однако после начала региональной экспансии сервисов Gett и "Яндекс.Такси" расстановка сил начинает меняться.

- Каковы ваши планы по географии вашего бизнеса? В какие новые страны вы собираетесь выходить?  

- Мы сегодня работаем на трех континентах, в четырех странах, в 57 городах. В России мы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде. С октября - еще в пяти новых городах-миллионниках. Теперь сервисом могут воспользоваться более 25 млн человек в девяти городах России, в том числе жители Сочи, Ростова-на-Дону, Самары, Екатеринбурга и Красноярска. В Москве мы работаем уже за 10 км от МКАДа, и радиус доступности расширяем. 
Пока мы не собираемся выходить в новые страны, потому что мы и так представлены на ключевых рынках такси, включая Нью-Йорк, Лондон и Москву. 

- Есть ли у вас перспективные планы по М&A (слияниям и поглощениям) и IPO? 

- Компания сегодня "подняла" больше 200 млн долларов инвестиций от крупных инвестфондов, и мы продолжим развиваться. IPO (первичное размещение акций на бирже – прим. ред.) для нас - это абсолютная реальность, но в долгосрочной перспективе. Компания, которая подошла к выручке в полмиллиарда долларов, растет каждый год в 3 раза, конечно, может стать публичной. Другое дело, что пока вы так быстро растете, надо фокусироваться на росте, а не на размещении акций на рынке.  

Беседовала Надежда Геращенко