Лев Кузнецов: у Кавказа есть возможность найти свою нишу в новой экономической парадигме

Министр РФ по делам Северного Кавказа в интервью ТАСС на форуме "Сочи-2016" рассказал, как реализовать проекты по развитию региона с учетом бюджетной экономии и как поднять туризм на новый уровень

Министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов в интервью ТАСС на Международном инвестиционном форуме "Сочи-2016" рассказал о том, как ведомство будет реализовывать проекты по развитию Северного Кавказа с учетом бюджетной экономии, с помощью каких инструментов власти будут поднимать туризм на новый уровень, какое отношение имеет Российская академия наук к медицинскому кластеру.


-  В выступлении на форуме председатель Правительства РФ говорил по поводу экономии бюджетных средств. Каким образом это отразится на Северо-Кавказском регионе?

 

- Еще год назад мы планировали перейти на эти принципы работы, потому что для нас было очевидно, что бюджет, к сожалению, имеет тенденцию к сокращению. Модель государственных инвестиций только в социальную сферу без развития реального сектора экономики - это бесперспективный курс. Причина в том, что государство в большинстве своем не самый эффективный менеджер, поэтому оно должно регулировать только ключевые отрасли. При этом федеральной антимонопольной службой была озвучена пропорция в 70% государственных предприятий в экономике - это, конечно, довольно много.

 

Для нас очевидно, что как раз сейчас предоставляется уникальная возможность для Кавказа - найти свою нишу в рамках новой экономической парадигмы, которая в стране формируется. На форуме мы услышали, и это очень приятно, что этот подход применим не только для одного макрорегиона, а становится долгосрочной государственной политикой. Это, кстати, Дмитрий Анатольевич (Медведев – прим. ТАСС) сказал - ориентирование на привлечение инвестиций. Осталось только нам доказать, что мы это способны реализовать.

 

- Председатель правительства Дмитрий Медведев говорил о том, что нужен будет тщательный и серьезный анализ бюджетных расходов, которые находятся за пределами тех приоритетных проектов, над которыми будет правительство работать. Затронет ли это вас каким-то образом?

 

- Если говорить о развитии реального сектора экономики, то мы хотим привлекать инвестиции вместе с государством, потому что на Кавказе, моя принципиальная позиция, государство должно участвовать в проектах. Все-таки у нас инвестклимат, не с точки зрения административных процедур, а с точки зрения желания инвестора приходить, пока еще отстает от других регионов России по объективным и субъективным причинам.

Мы хотим привлекать инвестиции вместе с государством, потому что на Кавказе государство должно участвовать в проектах. Все-таки у нас инвестклимат, не с точки зрения административных процедур, а с точки зрения желания инвестора приходить, пока еще отстает от других регионов России

Именно в партнерстве с государством, которое дает, в первую очередь, не экономическую, а больше эмоционально-политическую уверенность – привлечение инвестиций для нас доминантно. Но привлечение в те сегменты, в те отрасли, по тем приоритетам, которые сегодня являются общепризнанными на всей территории России. Мы намерены встроится в ту логику, которую в целом будет реализовывать государство в рамках новых подходов в социально-экономическом развитии. Мы хотим интегрироваться в те ниши, где мы конкурентоспособны.

-  Как вы намерены повышать эффективность расходования средств федерального бюджета, которые вы получаете?

 

- У нас, к сожалению, пока лимиты, которые были определены, и которые сейчас довел Минфин, критично разнятся.

 

- Насколько критично разнятся?

 

-- К сожалению, как везде, урезаны. Это дало нам возможность переосмыслить подходы к бюджетной экономии и к бюджетной эффективности. Наша задача - находить те проекты, которые дают кумулятивный синергетический эффект. То есть позволяют развиваться более мелким проектам вокруг, что в конечном итоге, сформирует намного больше, скажем так, критической массы по объему инвестиций, чем один проект.

 

К примеру, в сельском хозяйстве у нас есть задача по закладке садов, строительству теплиц, разведению виноградников, развитию мясного, молочного животноводства. Строительство логистического склада является той точкой, которая дает кумулятивный эффект. Поставив его даже в горной местности, мы даем возможность уже индивидуальным частным предпринимателям развиваться. И через это обеспечиваем инвестиционную привлекательность и возможности расширения бизнеса без участия государства.

 

Малый и средний бизнес – это тоже один из приоритетов у нас, более того, он доминирующий.

 

- Уточните, насколько сейчас расходятся те объемы финансирования, что вы планировали, с тем, что есть по факту?

 

- У нас был в программе 31 миллиард рублей, пока мы получили не всю сумму. Мы в этом году "накачивали мышцы", для нас очень важно вписаться в новую экономическую парадигму с конкретными делами. Нам дан шанс в сегодняшней конкуренции, в том числе за привлечение государственных инвестиций в 2017 году, доказать, что первое: у нас есть понятные проекты. 

Второе: у нас есть вся вертикаль власти – от федеральной до муниципальной, которая заинтересована и создает условия по поддержке и привлечению инвесторов с точки зрения административного сектора, процедуры выделения земельных участков, подключения к инфраструктуре.

 

Третье, в конечном итоге мы умеем от идеи перейти к практике, к реализации проекта. И после этого, показав историю успеха, претендовать на те изначальные лимиты, которые есть. Хотя все равно конкуренция большая.

 

- Да, все говорят, что конкуренция между регионами…

 

- У нас есть ниша, где мы, безусловно, имеем стартовый гандикап.

 

- Это туризм?

 

- Это туризм, это и сельское хозяйство, определенные ниши, в промышленности ряд сегментов, в том числе фармацевтика, где у нас есть очень хорошие традиции в Ставрополье и в Кабардино-Балкарии, это отрасль строительных материалов. К счастью для инвестора, есть ниши, которые восполняют дефицит, и современные строительные технологии требуют появления этих материалов.

 

Истощение запасов вольфрама и молибдена и необходимость развития станкостроения, укрепления обороноспособности подталкивают к реализации проекта Тырныауза (вольфрама-молибденового месторождения. – прим. ТАСС). У нас после снятия эмбарго по отношению к Ирану появился Каспий с его новым потенциалом транзита, в первую очередь, развитию транспортировки грузов в Индию, в Китай.

 

Ниши есть, притом и геополитического, и федерального, и локального уровня. И наша задача – эффективно их заполнить. Поэтому мы сейчас работаем очень плотно с отраслевыми министерствами, подтверждаем правильность стратегии и тактических приоритетов на краткосрочную перспективу. Ну, и самое главное - поиск того партнера, с которым мы сможем это эффективно воплотить, поиск управленческих команд.

 

- Вы как раз представляете здесь медицинский кластер? Какие соглашения вы планируете подписать в ходе форума?

 

- Сейчас у нас, скажем так, держателем этого проекта является наш институт развития "Корпорация развития Северного Кавказа", дочка Внешэкономбанка.

Сейчас мы, в первую очередь, проводим вместе с ВЭБом дополнительный аудит нашего проекта, в середине октября получим независимую экспертную оценку. Базовых отклонений не будет, хотя могут быть какие-то технические.

 

Один из трех столпов медкластера – научный компонент. Российская академия наук с австрийской компанией Vamed, которая уже имеет очень широкий опыт реализации подобных проектов, планируют здесь на форуме соглашения подписать.

 

- Ваши планы, они вписываются в новую стратегию ВЭБа?

 

- Да, мы вместе с ними формируем эту стратегию. ВЭБ – это ключевой базовый институт развития. У нас есть четкое понимание того, что КРСК – это дочка, которая реализует именно политику ВЭБа на территории Северного Кавказа. Для нас очень важно, чтобы политика институтов развития была унифицирована, с одной стороны. С другой стороны, наша дочка могла бы максимально использовать весь тот ресурс – с точки зрения компетенций, связей, возможности продвижения – которым обладает Внешэкономбанк. Могла вводить корпоративные процедуры, тоже унифицированные с точки зрения оценки риска, эффекта.

 

Это дает нам возможность быть понятными и прозрачными по представлению и продвижению своих проектов. Потому что, если это оценивает институт развития, единый, то его экспертная оценка принимается во всех других инстанциях, и она не требует какого-либо дополнительного подтверждения.

 

- Кстати, там докапитализация нужна?

 

- Нет, мы докапитализируем в рамках тех лимитов, которые нам выделяют, у нас есть существенная статья как раз на докапитализацию КРСК. Сегодня, учитывая сложности Внешэкономбанка, свою госпрограмму, ресурс используем на докапитализацию дочки ВЭБа, но при этом рассчитываем, и с ВЭБом обсуждали, что ВЭБ может быть таким же финансовым партнером наших проектов, как Институт развития, кроме вхождения в капитал через эту программу, а именно уже за счет привлечения внешних ресурсов.

 

- Идея за счет привлечения внешних ресурсов – это имеете в виду?

 

- Например, они в Китае сейчас привлекли деньги, там дешевые длинные деньги.

 

- Идея поставок продукции Северного Кавказа в регионы Центральной России, насколько она реализуется? Вы говорили о намерении поставлять продукцию на московские рынки.

 

- Она уже сегодня есть, но идет не вполне систематизировано. На нашем стенде на форуме есть представительство садов, которые два года назад заложили первые плодово-ягодные деревья, а сегодня уже поставляют продукцию, в том числе и на московский рынок. Наш проект "Сделано на Кавказе" не потерял актуальности, но для нас очень важно найти долгосрочных партнеров с понятными объемами, с четкими стандартами производства и их объединить. Поэтому мы от этой темы не отказываемся, но понимаем, что это такая более длинная дорога, чем изначально мы ожидали.

 

- Туроператоры сейчас находятся в первом пилотном туре по Великому шелковому пути, планируются ли какие-то соглашения по итогам этого тура? На каких туристов будет ориентировано?

 

- Великий шелковый путь – это такой проект, который в целом реализует КНР, сегодня пять туроператоров участвуют в этом проекте.

Они были вдохновлены, увидев тот большой культурный пласт, исторический, туристический, который есть на Кавказе. Поэтому, как результат - будет подписано соглашение об реализации этих программ, будет совместно создан информационный сайт вместе с нашим фондом "Посети Кавказ", где будут представлен более детально турпродукт, его стоимость и будет осуществляться его продвижение.

 

Кроме этого, например, "Курорты Северного Кавказа" подписали соглашение с компанией "ТезТур", которая на всей территории России будет реализовывать комплексный пакет. Для нас сейчас ключевая задача – это реклама и продвижение продукта. И самое главное - создание доступного современного сервиса, позволяющего человеку узнать о курорте и при желании попасть на этот курорт, использовать те ресурсы, которые есть у туристических операторов.

 

- Сотрудничаете с какими-то международными интернет-ресурсами?

 

- Это следующий этап, обязательно будем. И уже сегодня у "КСК" есть намерения с французскими операторами заключить соглашения, чтобы они вошли, в том числе партнерами, в капитал управляющей компании, что будет очень ярким подтверждением качества. И через это давать возможность иностранному туристу почувствовать уверенность, что презентация курорта соответствует реалиям. Мы даже такие пути прорабатываем для того, чтобы повысить привлекательность, доступность и расширить аудиторию потенциальных туристов.

 

- На Восточном форуме вы говорили о том, что осенью начнется работа над законопроектом по курортному сбору. В какой стадии работа находится?

 

- По результатам президиума Госсовета вышло поручение президента, где дано правительству задание разработать соответствующую законодательную базу по введению курортного сбора. 

Что касается курортного сбора - уже есть основные подходы, концепции, поддержанные главами регионов. Это строго целевой сбор, и он может расходоваться только на понятный перечень объектов в курортных городах, обязательно будут определены льготные категории граждан, будет определена максимальная ставка курортного сбора

И мы сейчас на основании этого поручения в правительстве организовали работу, и не с чистого листа, потому что у нас были большие наработки для того, чтобы уже создать необходимую правовую основу для реализации этого механизма.

Уже есть основные подходы, концепции, поддержанные главами. То есть задача на федеральном уровне, как мы говорили, - это создать оболочку, регулирующую ключевые принципы. Это строго целевой сбор, и он может расходоваться только на понятный перечень объектов в курортных городах, обязательно будут определены льготные категории граждан, будет определена максимальная ставка курортного сбора.

Все остальные вопросы, связанные с механизмом администрирования, принятием или не принятием решения о введении курортного сбора, окончательной ставки в рамках максимально утвержденной будут реализовывать регионы. В такой логике мы планируем закон подготовить, рассмотреть его на правительстве и дальше внести в Госдуму.

- В сводном отчете за полугодие по реализации программы развития есть некоторый дисбаланс между различными отраслями. Что можно сделать для устранения этого дисбаланса?

 

- У нас по полугодию есть темпы промышленного производства, там 103,7%, и, что очень важно, основной рост обеспечен за счет показателей обрабатывающих производств. У нас сельское хозяйство больше 102%, очень отрадно, они подтверждены абсолютными цифрами. Ставропольский край намолотил больше 9 млн. тонн рекордный объем. Есть технология, есть обновление парка техники и меры господдержки, которые оказываются в этой отрасли.

 

Да, есть снижение, в строительстве. В выступление председателя правительства был сделан акцент, что для нас стройкомплекс - ключевой. Учитывая, что очень много у нас стройки связано с нашей госпрограммой, сейчас второе полугодие мы подтянем за счет объема инвестиций на возведение новых социальных объектов. Здесь позитивная статистика.

Тренды по Северному Кавказу разнонаправленные. Оборот в торговле немножко снижается, но это связано со снижением реальных доходов. Но развивается реальный сектор экономики и качеством социальных услуг. В первую очередь у нас снижение младенческой и детской смертности. По ЕГЭ средний балл выше, чем в предыдущие годы, значит система образования тоже имеет устойчивую позитивную динамику

Конечно, оборот в торговле тоже немножко снижается, но это опять же связано со снижением реальных доходов. Тренды по Северному Кавказу разнонаправленные, но в целом наблюдается такая ключевая компонента, связанная с развитием реального сектора экономики и с качеством социальных услуг. В первую очередь у нас снижение младенческой и детской смертности, там хорошие показатели. По ЕГЭ средний балл выше, чем в предыдущие годы, значит система образования тоже имеет устойчивую позитивную динамику. Это связано как с инфраструктурой, так и с содержанием.

 

Поэтому, несмотря на сложности, все-таки мы оптимистично смотрим вперед, понимаем, что нам нужно делать, понимаем, какие вызовы стоят, и все главы регионов готовы трудиться. И, самое главное, мы видим доверие жителей Северо-Кавказского федерального округа к политике, которая проводится и на федеральном уровне, и на региональном, и на муниципальном. А это, наверное, самый главный индикатор, что люди не только доверяют, но и поддерживают и принимают ту стратегию, которую сегодня формирует власть.

 

- Снижение доли экспорта связано с тем, что компании переориентируются на внутренний рынок?

 

- Мы детальный анализ еще не делали, потому что у нас экспорт специальный. Это, в первую очередь, химические удобрения, продовольствие. По экспорту, если брать, например, зерно, то сейчас в целом с учетом падения цен - даже президент на этой неделе сказал, что нужно снизить объемы – высокую урожайность конвертировать в хорошую экономику. Здесь несколько факторов: сезонный характер, объем рынка, наверное, они оказывают свое влияние.

 

- С греческими партнерами у вас будут совместные проекты?

 

- Наша ключевая сейчас задача – это показать себя, рассказать о тех инструментах господдержки, той политике, которую мы проводим. Поэтому цель была сейчас установить первые контакты, а дальше уже на основании бизнес-миссий и конкретных проектов в тех сегментах, где греческая сторона обладает конкурентоспособными компетенциями, постараться найти то, что было бы взаимовыгодно.

 

- Я слышал ряд инициатив от глав регионов в ходе форума. Губернаторы предлагали отменить 44-й закон, потому что после этого увеличатся темпы строительства в два раза. Изменить график платежей по региональному долгу тоже одна из инициатив. Поддерживаете ли вы эти инициативы? У Минкавказа есть какие-то инициативы, которые вы бы хотели предложить федеральному руководству на законодательном уровне?

 

-- Первое, это, конечно, вопрос состояния региональных бюджетов. Сегодня оно не самое лучшее, и, конечно, главы предлагают снизить нагрузку по этой статье расходов для того, чтобы распределить их на другие направления. Мы знаем, что сейчас создана специальная комиссия по поручению Медведева в разрезе совещания в Пскове как раз по состоянию региональных бюджетов, президент на этой неделе проводил совещание по сбалансированности бюджетов.

 

Я думаю, что правительство постоянно будет эту тему мониторить и дальше для того, чтобы принимать решения. Сегодня мы в бюджете имеем определенные деньги, которые выделяются на изменение структуры задолженностей регионов, которые находятся в сложной экономической ситуации…

 

- Бюджетный кредит.

 

- Да, бюджетный кредит, который сегодня или заменяет коммерческий кредит, или просто предоставляется более сбалансированный. Например, в Осетии ситуация была непростая, они летом 1,2 млрд. получили на выполнение социальных обязательств.

Правительство всегда держит руку на пульсе. Инициатива, которая обсуждается по возможному изъятию части доходов? Скажем так, богатых нет регионов, но тех, у кого доходы и ситуация более стабильная, можно перераспределить к проблемным регионам. Стабильность региональных бюджетов – это основа устойчивости всей бюджетной системы. Такие инициативы обсуждаем. Например, на президиуме Госсовета было поручение правительства проработать распространение режима ТОРов как раз на проекты в сфере туризма и санаторно-курортных зон.

 

Обсуждали на круглом столе вопрос по свободным экономическим зонам: если уж федеральный бюджет не вкладывается в инфраструктуру, то надо давать возможность за счет вновь созданных федеральных налогов компенсировать субъектам затраты на создание инфраструктуры в рамках свободных экономических зон.

 

Дмитрий Николаевич Козак сказал, что такие решения принципиально одобрены, и сейчас готовятся соответствующие акты, которые бы это легимитизировали. Поэтому инициатив много, на самом деле и инструментов сегодня много, достаточно. Наша задача – научиться эффективно этим пользоваться и доводить до логического результата.

 

Беседовал Глеб Брянский