Северокавказский туристический кластер, который еще каких-то пять лет назад казался фантастическим мегапроектом, в осуществление которого верилось с трудом, cтал реальностью сегодняшнего дня. "Архыз" и "Эльбрус" в туристическом сезоне — 2016 принимают возросший в два раза поток гостей, повторить успех этих курортов рассчитывает в ближайшем будущем чеченский "Ведучи", становится популярным у экстремалов "Армхи" в Ингушетии, и обсуждается развитие дагестанского курорта "Матлас".
Почему именно туризм был определен в качестве локомотива развития Северного Кавказа, когда все курорты заработают во всю мощь и где для них нашлись якорные инвесторы, в интервью ТАСС рассказал заместитель министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа Андрей Резников.
— Развитие туристической отрасли в СКФО определено госпрограммой развития округа до 2025 года. Можем ли мы сегодня говорить о том, что проект туристического кластера на Северном Кавказе доказал свою успешность и конкурентоспособность?
— Начало развития Северо-Кавказского туристического кластера было положено в 2010 году Александром Геннадиевичем Хлопониным, занимавшим в то время пост полномочного представителя президента России в СКФО.
За эти годы туриндустрия, связанная с позитивными изменениями в регионе, позволила сформировать новый образ Северного Кавказа как территории, привлекательной для инвестиций, интересной для путешествий, комфортной для проживания и перспективной с точки зрения трудоустройства. В целом реализация проекта туристического кластера создает условия для социально-экономического развития СКФО за счет эффективного управления особыми экономическими зонами. Сегодня уже можно говорить о том, что ставка на туризм как локомотив социально-экономического прогресса в регионе оправдывается. Эта отрасль дает стимул развитию более 50 смежных отраслей экономики, создает рабочие места, стимулирует улучшение качества жизни, образования, квалификаций кадров.
— Туристы уже на практике открывают для себя Северный Кавказ, оценивая привлекательность курортов "Архыз" и "Эльбрус". В высокий сезон даже возникают проблемы с размещением всех желающих. Насколько динамично развиваются курорты? Не случится ли, что спрос превысит реальное предложение?
— Северокавказские курорты, действительно, пользуются все большей популярностью. За прошлый год туристический поток на "Архыз" в зимнем сезоне возрос на треть и достиг 130 тыс. посетителей.
"Эльбрус", где сезон горнолыжного катания завершился беспрецедентно поздно, в июне, когда все остальные курорты страны уже закрыли свои склоны, только в первом квартале принял почти 150 тыс. туристов, а за весь сезон на курорте побывали около 190 тыс.
Количество отдыхающих за сезон увеличилось почти втрое! Благодаря поэтапной реализации проекта есть возможность более эффективно распределять бюджетное финансирование между площадками и за счет постепенного ввода объектов в эксплуатацию соблюдать баланс между туристическим спросом, который постепенно возрастает, и предложением. Поэтому динамичное строительство площадок не останавливается.
Кроме того, уже сейчас на "Архызе" работают 24 резидента с заявленным объемом инвестиций свыше 5,8 млрд рублей, при этом все инвестиционные лоты по туристическим деревням "Романтик" и "Лунная поляна" уже нашли своих инвесторов. Не так давно крупнейшая сеть Holiday Inn заявила о намерениях построить совместно с одним из резидентов курорта "Архыз" четырехзвездочный отель, который заработает в 2019 году.
— Что в приоритете: жилье, трассы, подъемники?
— Строится все! На "Архызе" к первой туристической деревне "Романтик" добавилась вторая — "Лунная поляна", которая удвоила пропускную способность горнолыжных склонов курорта.
В будущем сезоне здесь будет построена новая канатная дорога с зеленой зоной катания для начинающих туристов. Кроме того, почти завершено проектирование объектов североориентированного склона, в следующем году планируется выход на строительную площадку.
После его ввода в эксплуатацию зона катания на "Архызе" увеличится до 30 км, это позволит позиционировать его уже как курорт федерального масштаба, а не регионального. На "Эльбрусе" до 2018 года продолжится строительство новых горнолыжных трасс и систем искусственного снегообразования.
— В соответствии со Стратегией развития АО "КСК" до 2020 года, в число трех приоритетных площадок, кроме "Архыза" в Карачаево-Черкесии и "Эльбруса" в Кабардино-Балкарии, входит "Ведучи" в Чечне. Как обстоят дела на чеченском курорте?
— Мы уже вступили в активную фазу создания курорта "Ведучи": проектируется "ядро" горнолыжной инфраструктуры курорта. В рамках "нулевого" этапа развития этого курорта к 2019 году будет создана инженерная и лыжная инфраструктура территории, построена система освещения части склонов и система их искусственного оснежения. А главное, появятся горнолыжная трасса и два подъемника, один из которых свяжет между собой северо- и южноориентированные склоны курорта. Таких канатных дорог во всем мире около 10.
— Чечня идет на очередной рекорд? Кстати, какими еще достижениями северокавказские курорты могут посоперничать с европейскими конкурентами?
— В декабре 2015 года на курорте "Эльбрус" была введена в строй третья очередь канатной дороги на гору Эльбрус до высоты 3847 метров — это рекорд для России и для всей Европы: именно у нас, на Северном Кавказе, создана самая высокая в Европе зона катания.
— А если говорить о рекордном количестве туристов? Какой туристический поток ожидается в СКФО после выхода курортов, входящих в кластер, на полную мощность? И можно ли уже говорить об окончательных сроках завершения работ на объектах кластера и его выходе на полную мощность?
— Процесс создания горнолыжных курортов долгосрочный и комплексный. Известно, что Европа путь развития полноценного горнолыжного курорта прошла за 40–50 лет.
И даже сейчас курорты конкурируют, развиваются, создают и открывают что-то новое для своих туристов, в зависимости от наличия возможностей.
Наша задача по проектам туркластера — создать так называемые ядра курортов, которые по объему и качеству инфраструктуры будут генерировать прибыль для дальнейших инвестиций в развитие этих площадок. Именно такая цель сформулирована по объектам первого этапа Стратегии развития АО "КСК" до 2025 года. Что касается количества туристов, то предполагается, что за период реализации стратегии с 2015 по 2025 год объекты туристического кластера накопленным итогом посетят 5,5 млн туристов.
— Интерес к туркластеру проявляют только крупные инвесторы? Есть ли интерес и возможность участия у малого и среднего бизнеса?
— Действительно, с точки зрения привлечения инвестиций площадки демонстрируют различную картину. Если в ОЭЗ "Архыз" мы видим большое участие местного малого и среднего бизнеса, то для других территорий характерно наличие якорного резидента, берущего на себя практически полное обеспечение курортов объектами коммерческой инфраструктуры и их эксплуатацию.
Такая инвестиционная картина наблюдается, например, на ВТРК "Ведучи", где якорный инвестор, ООО "Ведучи", вкладывает в проект порядка 12 млрд рублей. Это объясняется тем, что "Архыз" развивается в традиционно туристическом регионе, где местные жители многие десятилетия работают в индустрии гостеприимства, тогда как остальные площадки — это создаваемые с нуля туристические зоны, где постепенно, вокруг коммерческих объектов якорных инвесторов, будет формироваться малая и средняя предпринимательская активность.
Также я хотел бы отметить вклад якорного инвестора ОЭЗ "Армхи" — "Группы Акрополь" в лице ООО "Курорты Ингушетии", который развивает горнолыжный курорт в Ингушетии. В 2017 году в новогодние праздничные выходные Комитет по туризму Ингушетии ожидает на курорте около 5 тыс. туристов, это на 2 тыс. больше, чем в этом году.
— О каких возможностях развития малого бизнеса, которые регион получил от создания туристического кластера, можно говорить уже сегодня?
— К примеру, в ближайшем к курорту "Архыз" одноименном поселке Архыз уже 9 из 10 жителей поселка задействованы в обслуживании гостей, хотя несколько лет назад основным занятием было животноводство и сельское хозяйство. Создана Ассоциация предпринимателей сферы туризма, которая объединит усилия местного бизнеса, резко растет количество мест размещения, точек проката, ресторанов, создаваемых местными предпринимателями.
— АО "КСК" — управляющая компания северокавказских курортов — рассчитывает, что по итогам предстоящего зимнего сезона турпоток увеличится на четверть. Благодаря чему растет спрос у туристов на курорты Северного Кавказа?
— В России идет общий подъем внутреннего туризма. Поэтому туристы поехали и на Северный Кавказ, где так своевременно происходят масштабные инфраструктурные преобразования на площадках туристического кластера.
— А фиксируют ли повышение интереса к Северному Кавказу туроператоры?
— Да, о растущей популярности курортов Северного Кавказа можно судить и по востребованности направления у профессионалов туристической отрасли.
АО "КСК" заключило партнерское соглашение с одним из крупнейших туристических операторов, компанией Tez Tour, которая планирует получить статус резидента ОЭЗ "Архыз" и предлагать туристам комплексную путевку на курорт — от авиабилетов и трансфера до территории курорта до проживания и экскурсионных услуг. У Tez Tour около 80 тыс. партнеров по всему миру. И вскоре во всех их "точках" можно будет приобрести полноценный туристический пакет на курорт "Архыз".
— Туроператоры наверняка захотят лично побывать на курортах, путевки на которые они планируют предлагать своим клиентам. Есть в этом сезоне новшества для туристов?
— Конечно! На "Архызе" в этом году дети до 10 лет будет кататься и брать лыжи в прокат бесплатно.
Это проект АО "КСК" по обучению катанию на горных лыжах максимального количества туристов. А для местных туристов появится возможность приобрести персональный сезонный ски-пасс, стоимость которого составит 15 тыс. рублей. Если кататься по нему каждые выходные, а это актуально для многих туристов из Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, находящихся в максимальной близости к курорту, предположим — с 25 декабря по 26 марта, стоимость дневного ски-пасса составит 555 рублей.
— Комфортная инфраструктура и продуманная система услуг — это очень важно для продвижения любого туристического проекта. Но не менее важен так называемый человеческий фактор, ведь встречают на курорте гостей сотрудники, весь сервис в ресторанах, на подъемниках, в отелях зависит от работающих там людей. Ведется ли работа по подготовке кадров для сферы туризма в СКФО?
— АО "КСК" имеет Кадровую концепцию, в рамках которой разработан учебно-просветительский проект "Школа кавказского гостеприимства". Уроки гостеприимства проводятся в школах, где преподаватели и аспиранты вузов рассказывают школьникам о развитии индустрии туризма, рекреации и гостеприимства в общем, о проекте создания туркластера на Северном Кавказе. В выпускных классах рассказывают о преимуществах получения профильного образования и трудоустройства в сфере туризма.
Также "Школа кавказского гостеприимства" проводит деловую игру "Запусти курорт!". В ней принимают участие ученики общеобразовательных школ, которые соревнуются в знании культурных особенностей и географических достопримечательностей Северного Кавказа. Следующий этап реализации проекта — создание современной образовательной структуры, "Школы кавказского гостеприимства" на базе СКФУ с привлечением российских и зарубежных экспертов.
Кроме того, лучшие студенты партнерских вузов АО "КСК" получают специально учрежденные стипендии компании и проходят практику на площадках туристического кластера, набирая необходимые компетенции для построения карьеры в индустрии гостеприимства и сервиса в будущем.
Беседовала Мадина Сагеева