14 декабря 2016, 06:00
Интервью

Андрей Резников: ставка на туризм оправдалась

Андрей Резников. Пресс-служба Минкавказа
Андрей Резников

Замминистра РФ по делам Северного Кавказа рассказал в интервью ТАСС, почему именно туризм был выбран ключевой отраслью развития региона

Северокавказский туристический кластер, который еще каких-то пять лет назад казался фантастическим мегапроектом, в осуществление которого верилось с трудом, cтал реальностью сегодняшнего дня. "Архыз" и "Эльбрус" в  туристическом сезоне — 2016 принимают возросший в два раза поток гостей, повторить успех этих курортов рассчитывает в ближайшем будущем чеченский "Ведучи", становится популярным у экстремалов "Армхи" в Ингушетии, и обсуждается развитие дагестанского курорта "Матлас".

Почему именно туризм был определен в качестве локомотива развития Северного Кавказа, когда все курорты заработают во всю мощь и где для них нашлись якорные инвесторы, в интервью ТАСС рассказал заместитель министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа Андрей Резников. 

—​ Развитие туристической отрасли в СКФО определено госпрограммой развития округа до 2025 года. Можем ли мы сегодня говорить о том, что проект туристического кластера на Северном Кавказе доказал свою успешность и конкурентоспособность?

— Начало развития Северо-Кавказского туристического кластера было положено в 2010 году Александром Геннадиевичем Хлопониным, занимавшим в то время пост полномочного представителя президента России в СКФО.

За эти годы туриндустрия, связанная с позитивными изменениями в регионе, позволила сформировать новый образ Северного Кавказа как территории, привлекательной для инвестиций, интересной для путешествий, комфортной для проживания и перспективной с точки зрения трудоустройства. В целом реализация проекта туристического кластера создает условия для социально-экономического развития СКФО за счет эффективного управления особыми экономическими зонами. Сегодня уже можно говорить о том, что ставка на туризм как локомотив социально-экономического прогресса в регионе оправдывается. Эта отрасль дает стимул развитию более 50 смежных отраслей экономики, создает рабочие места, стимулирует улучшение качества жизни, образования, квалификаций кадров. 

Туристы уже на практике открывают для себя Северный Кавказ, оценивая привлекательность курортов "Архыз" и "Эльбрус". В высокий сезон даже возникают проблемы с размещением всех желающих. Насколько динамично развиваются курорты? Не случится ли, что спрос превысит реальное предложение?

— Северокавказские курорты, действительно, пользуются все большей популярностью. За прошлый год туристический поток на "Архыз" в зимнем сезоне возрос на треть и достиг 130 тыс. посетителей.

"Эльбрус", где сезон горнолыжного катания завершился беспрецедентно поздно, в июне, когда все остальные курорты страны уже закрыли свои склоны, только в первом квартале принял почти 150 тыс. туристов, а за весь сезон на курорте побывали около 190 тыс.

Количество отдыхающих за сезон увеличилось почти втрое! Благодаря поэтапной реализации проекта есть возможность более эффективно распределять бюджетное финансирование между площадками и за счет постепенного ввода объектов в эксплуатацию соблюдать баланс между туристическим спросом, который постепенно возрастает, и предложением. Поэтому динамичное строительство площадок не останавливается.

Кроме того, уже сейчас на "Архызе" работают 24 резидента с заявленным объемом инвестиций свыше 5,8 млрд рублей, при этом все инвестиционные лоты по туристическим деревням "Романтик" и "Лунная поляна" уже нашли своих инвесторов. Не так давно крупнейшая сеть Holiday Inn заявила о намерениях построить совместно с одним из резидентов курорта "Архыз" четырехзвездочный отель, который заработает в 2019 году.

Что в приоритете: жилье, трассы, подъемники?

— Строится все! На "Архызе" к первой туристической деревне "Романтик" добавилась вторая — "Лунная поляна", которая удвоила пропускную способность горнолыжных склонов курорта.

В будущем сезоне здесь будет построена новая канатная дорога с зеленой зоной катания для начинающих туристов. Кроме того, почти завершено проектирование объектов североориентированного склона, в следующем году планируется выход на строительную площадку.

После его ввода в эксплуатацию зона катания на "Архызе" увеличится до 30 км, это позволит позиционировать его уже как курорт федерального масштаба, а не регионального. На "Эльбрусе" до 2018 года продолжится строительство новых горнолыжных трасс и систем искусственного снегообразования.

В соответствии со Стратегией развития АО "КСК" до 2020 года, в число трех приоритетных площадок, кроме "Архыза" в Карачаево-Черкесии и "Эльбруса" в Кабардино-Балкарии, входит "Ведучи" в Чечне. Как обстоят дела на чеченском курорте? 

— Мы уже вступили в активную фазу создания курорта "Ведучи": проектируется "ядро" горнолыжной инфраструктуры курорта. В рамках "нулевого" этапа развития этого курорта к 2019 году будет создана инженерная и лыжная инфраструктура территории, построена система освещения части склонов и система их искусственного оснежения. А главное, появятся горнолыжная трасса и два подъемника, один из которых свяжет между собой северо- и южноориентированные склоны курорта. Таких канатных дорог во всем мире около 10.

Чечня идет на очередной рекорд? Кстати, какими еще достижениями северокавказские курорты могут посоперничать с европейскими конкурентами?

— В декабре 2015 года на курорте "Эльбрус" была введена в строй третья очередь канатной дороги на гору Эльбрус до высоты 3847 метров — это рекорд для России и для всей Европы: именно у нас, на Северном Кавказе, создана самая высокая в Европе зона катания. 

А если говорить о рекордном количестве туристов? Какой туристический поток ожидается в СКФО после выхода курортов, входящих в кластер, на полную мощность? И можно ли уже говорить об окончательных сроках завершения работ на объектах кластера и его выходе на полную мощность?

— Процесс создания горнолыжных курортов долгосрочный и комплексный. Известно, что Европа путь развития полноценного горнолыжного курорта прошла за 40–50 лет.

И даже сейчас курорты конкурируют, развиваются, создают и открывают что-то новое для своих туристов, в зависимости от наличия возможностей.

Наша задача по проектам туркластера — создать так называемые ядра курортов, которые по объему и качеству инфраструктуры будут генерировать прибыль для дальнейших инвестиций в развитие этих площадок. Именно такая цель сформулирована по объектам первого этапа Стратегии развития АО "КСК" до 2025 года. Что касается количества туристов, то предполагается, что за период реализации стратегии с 2015 по 2025 год объекты туристического кластера накопленным итогом посетят 5,5 млн туристов.

Интерес к туркластеру проявляют только крупные инвесторы? Есть ли интерес и возможность участия у малого и среднего бизнеса? 

— Действительно, с точки зрения привлечения инвестиций площадки демонстрируют различную картину. Если в ОЭЗ "Архыз" мы видим большое участие местного малого и среднего бизнеса, то для других территорий характерно наличие якорного резидента, берущего на себя практически полное обеспечение курортов объектами коммерческой инфраструктуры и их эксплуатацию.

Такая инвестиционная картина наблюдается, например, на ВТРК "Ведучи", где якорный инвестор, ООО "Ведучи", вкладывает в проект порядка 12 млрд рублей. Это объясняется тем, что "Архыз" развивается в традиционно туристическом регионе, где местные жители многие десятилетия работают в индустрии гостеприимства, тогда как остальные площадки — это создаваемые с нуля туристические зоны, где постепенно, вокруг коммерческих объектов якорных инвесторов, будет формироваться малая и средняя предпринимательская активность. 

Также я хотел бы отметить вклад якорного инвестора ОЭЗ "Армхи" — "Группы Акрополь" в лице ООО "Курорты Ингушетии", который развивает горнолыжный курорт в Ингушетии. В 2017 году в новогодние праздничные выходные Комитет по туризму Ингушетии ожидает на курорте около 5 тыс. туристов, это на 2 тыс. больше, чем в этом году.

—​ О каких возможностях развития малого бизнеса, которые регион получил от создания туристического кластера, можно говорить уже сегодня?

— К примеру, в ближайшем к курорту "Архыз" одноименном поселке Архыз уже 9 из 10 жителей поселка задействованы в обслуживании гостей, хотя несколько лет назад основным занятием было животноводство и сельское хозяйство. Создана Ассоциация предпринимателей сферы туризма, которая объединит усилия местного бизнеса, резко растет количество мест размещения, точек проката, ресторанов, создаваемых местными предпринимателями.

 АО "КСК" — управляющая компания северокавказских  курортов — рассчитывает, что по итогам предстоящего зимнего сезона турпоток увеличится на четверть. Благодаря чему растет спрос у туристов на курорты Северного Кавказа?

— В России идет общий подъем внутреннего туризма. Поэтому туристы поехали и на Северный Кавказ, где так своевременно происходят масштабные инфраструктурные преобразования на площадках туристического кластера. 

А фиксируют ли повышение интереса к Северному Кавказу туроператоры?

— Да, о растущей популярности курортов Северного Кавказа можно судить и по востребованности направления у профессионалов туристической отрасли.

АО "КСК" заключило партнерское соглашение с одним из крупнейших туристических операторов, компанией Tez Tour, которая планирует получить статус резидента ОЭЗ "Архыз" и предлагать туристам комплексную путевку на курорт — от авиабилетов и трансфера до территории курорта до проживания и экскурсионных услуг. У Tez Tour около 80 тыс. партнеров по всему миру. И вскоре во всех их "точках" можно будет приобрести полноценный туристический пакет на курорт "Архыз".

Туроператоры наверняка захотят лично побывать на курортах, путевки на которые они планируют предлагать своим клиентам. Есть в этом сезоне новшества для туристов?

— Конечно! На "Архызе" в этом году дети до 10 лет будет кататься и брать лыжи в прокат бесплатно.

Это проект АО "КСК" по обучению катанию на горных лыжах максимального количества туристов. А для местных туристов появится возможность приобрести персональный сезонный ски-пасс, стоимость которого составит 15 тыс. рублей. Если кататься по нему каждые выходные, а это актуально для многих туристов из Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, находящихся в максимальной близости к курорту, предположим — с 25 декабря по 26 марта, стоимость дневного ски-пасса составит 555 рублей.

Комфортная инфраструктура и продуманная система услуг — это очень важно для продвижения любого туристического проекта. Но не менее важен так называемый человеческий фактор, ведь встречают на курорте гостей сотрудники, весь сервис в ресторанах, на подъемниках, в отелях зависит от работающих там людей. Ведется ли работа по подготовке кадров для сферы туризма в СКФО? 

— АО "КСК" имеет Кадровую концепцию, в рамках которой разработан учебно-просветительский проект "Школа кавказского гостеприимства". Уроки гостеприимства проводятся в школах, где преподаватели и аспиранты вузов рассказывают школьникам о развитии индустрии туризма, рекреации и гостеприимства в общем, о проекте создания туркластера на Северном Кавказе. В выпускных классах рассказывают о преимуществах получения профильного образования и трудоустройства в сфере туризма.

Также "Школа кавказского гостеприимства" проводит деловую игру "Запусти курорт!". В ней принимают участие ученики общеобразовательных школ, которые соревнуются в знании культурных особенностей и географических достопримечательностей Северного Кавказа. Следующий этап реализации проекта — создание современной образовательной структуры, "Школы кавказского гостеприимства" на базе СКФУ с привлечением российских и зарубежных экспертов.

Кроме того, лучшие студенты партнерских вузов АО "КСК" получают специально учрежденные стипендии компании и проходят практику на площадках туристического кластера, набирая необходимые компетенции для построения карьеры в индустрии гостеприимства и сервиса в будущем.

Беседовала Мадина Сагеева