Последние данные Минкавказа РФ показывают, что турпоток в скором будущем окажется весьма пестрым: иностранцев все активнее приглашают в гастрономические туры и исследование неизвестных уголков Кавказа. От Москвы до Дербента с 2015 года курсирует "Чайный экспресс". По этому маршруту уже прошло девять поездов, а с 25 сентября 2016 года запущен новый туристический маршрут "Великий шелковый путь", рассчитанный, в том числе, и на гостей из Китая. В Минкавказе уверены, что за китайским рынком будущее.
"Ориентация на Восток очень перспективна, - считает советник министра РФ по делам Северного Кавказа Станислав Аристов. – Десять рублей, затраченные на работу с китайским туристом, дают значительно больший эффект, чем те же десять рублей, затраченные по рублю на страны Европы, потому что Европа поликультурна, и к каждой стране, к каждому народу надо подходить со своим предложением. А в Китае миллиардная нация, которая, конечно же, имеет свои региональные особенности, но обладает общим интересом - к советскому прошлому, к современной России, а также чтит свою историю, особенно связанную с Великим шелковым путем. Поэтому от работы с китайским направлением мы ожидаем увидеть больший экономический эффект".
Вместо дачи и дивана
Однако главный двигатель прогресса в кавказском туризме – это россияне. Так же, как в любой стране мира, где развит туризм, основной турист – это турист местный, отечественный. В нашей стране это турист, в массе своей привыкший к выходным на диване или в ближайшем торговом центре, а также к отпуску "все включено" на недорогих пляжах Турции и Египта с парой обязательных экскурсий и гастрономическими "турами" от лежака до буфета. На вопрос, как специалисты кавказской туристической индустрии могут изменить эту ситуацию и заставить россиянина отвернуть взоры от турецкого берега на российский, эксперты отвечают, что рецепт прост: диверсификация туризма и активное информирование о возможностях отдыха.
"Мы изучали статистику по развитию внутреннего туризма в США, - отмечает Станислав Аристов. - Могу сказать, что рынок внутреннего туризма в России далек от насыщения. Зачастую, когда люди хотят сменить выходные на даче на какие-то виды активного отдыха, на путешествия, мешает просто нехватка информации. Поэтому важно не столько забрать свою нишу у других российских туристических дестинаций, ниш очень много, сколько важно продвигать наш регион в медийной среде, в социальных сетях, стандартными и нестандартными методами, и за этим нехитрым способом, я думаю, кроется дорога к успеху".
"Нужна диверсификация туризма", - считает заместитель генерального директора российского представительства глобального туроператора TUI Александр Сирченко. В конце сентября "TUI Россия и СНГ" подписала соглашение о сотрудничестве в развитии туризма с двумя кавказскими республиками – Карачаево-Черкесией и Кабардино-Балкарией.
"Туристический потенциал на две республики наши эксперты оценивают до полутора миллионов человек в год, – говорит Сирченко. – Но они почти не раскручены, долгое время не была развита на должном уровне туристическая индустрия, ситуация стала меняться лишь в последние 7-10 лет".
"Динамика есть, единственное ограничение этой динамики – это мощность самих средств размещения и вопросы логистики, - согласен с экспертами TUI Станислав Аристов. - У нас есть точки роста – это Эльбрус, это Кавказские минеральные воды, это Домбай, те исторические дестинации, которые всегда пользовались спросом у отечественного туриста. Набирает обороты в связи с празднованием 2000-летия Дербент. Грозный, памятники Ингушетии, построенный с нуля курорт "Архыз" в Карачаево-Черкесии. Северная Осетия также становится все чаще представленой в экскурсиях для тех курортников, которые отдыхают в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках".
Отели и "дома колхозника"
Специалисты считают, что с приходом в кавказский регион крупных российских туроператоров, с 2014 года развернувших свой бизнес с выездного на внутренний туризм, на Северном Кавказе будет развиваться туристическая индустрия современного мирового уровня. С ее помощью, с одной стороны, удастся преодолеть многолетнюю проблему сезонности, возникающей в том числе из-за психологии владельцев курортов, которые предпочитают получить максимум эффекта от "высокого" сезона и держать полупустые отели в "низкий". С другой – появление в нашей стране стандартов сервиса, к которым уже привыкли за рубежом, привлечет людей к новым видам туризма.
"Приход крупного туроператора в регион дисциплинирует местный бизнес, - отмечает Александр Сирченко. – Они уже создают свой продукт по тем стандартам, которые приносит крупная компания, и такие продукты легче продвигать. Например, при создании популярных сегодня межрегиональных маршрутов важно обеспечивать не только интересные объекты для посещения, но и единство стандартов сервиса и условий безопасности на всем маршруте, чтобы не было так, что в одном городе туристы останавливаются в роскошном отеле, а в другом – в "доме колхозника" с удобствами на этаже. Для этого нужна экспертная оценка маршрутов опытными туроператорами и координация".
Несмотря на то, что в сознании большинства россиян Северный Кавказ как туристический объект ассоциируется прежде всего с альпинизмом, экстримом и песнями о том, что лучше гор могут быть только горы, этот регион, по мнению экспертов туриндустрии, привлекателен разнообразием доступных видов туризма на любой вкус. Здесь возможен лечебно-оздоровительный, этнографический, культурно-исторический туризм, многочисленные виды активного отдыха – конные походы, джип-туры, пешие путешествия в самые отдаленные уголки горной природы.
Любители впечатлений найдут здесь великолепные пейзажи для фотографирования, поклонники народного искусства – неповторимые изделия местных ремесленников, а самые придирчивые адепты гастрономического туризма собьются со счета, пробуя разные виды шашлыка – только в Дагестане их более двадцати, а республика приглашает также на фестивали сыра, хинкалей и других деликатесов.
"Кавказ не мелькает на биллбордах"
Мало кто из современных офисных работников в больших городах, страдающих заболеваниями органов дыхания из-за нахождения в непроветриваемом помещении с кондиционером, задумывается о том, что избавить от проблемы может чистый горный воздух Кавказа. При этом, например, в Северной Осетии местные жители знают даже месяцы, в которые лучше приехать на "дыхательную реабилитацию" - но в Москве, Петербурге и других городах основным источником информации о целебном воздействии кавказского климата и вод на здоровье горожан из северных широт остается, пожалуй, "Герой нашего времени" Лермонтова.
Курорты Северныого Кавказа не мелькают на биллбордах вдоль автотрасс, его пейзажи не показывают на телеэкране под девизом "добро пожаловать" – о регионе с туристической точки зрения за его пределами широкой публике почти ничего не известно. Только Лермонтов, Высоцкий и Визбор. И еще основанные на событиях недавнего прошлого фильмы-"стрелялки" по федеральным телеканалам, в которых бравые силовики совершают подвиги на фоне горных пейзажей. Преодолеть негативное впечатление от них можно, пожалуй, только личным визитом в Грозный, чтобы восставший из пепла войны город-феникс поразил масштабами своих проектов, чистотой улиц и спокойствием.
"Туризм является важным инструментом в вопросе построения имиджа, - считает Станислав Аристов. – Важно посещать регион и составлять свое собственное мнение. События, которые в наши дни происходят в Европе, показывают, что от негативных новостей не застрахован никто. Сам же имидж Северного Кавказа, этого нельзя отрицать, за последние несколько лет значительно улучшился".
"Кавказ – это регион плодородный, гостеприимный, меняющийся в лучшую сторону, строящийся и развивающийся", - подчеркивает советник министра. По его мнению, это доказывают яркие события в индустрии туризма и отдыха, реализуемые в регионе инвестиционные проекты, а также положительные факты, связанные с жителями Северного Кавказа – например, завоеванные ими олимпийские медали.
Для эффективного использования этого инструмента Минкавказ совместно с Корпорацией развития Северного Кавказа и фондом "Посети Кавказ" при участии субъектов СКФО ведет постоянную работу по созданию туристических продуктов, востребованных у российских и иностранных клиентов. "Постепенно мы движемся к тому, чтобы туристам на Северном Кавказе было интересно, комфортно, приятно", - говорит Аристов.
С весны 2017 года на северо-кавказском отрезке "Шелкового пути" в СКФО ожидают китайские группы туристов, но целью Минкавказа является и появление на этом маршруте российских путешественников.
"Мы в первую очередь хотим, чтобы россияне путешествовали по Кавказу, поэтому планируем включить наш "Великий шелковый путь" в число субсидируемых межрегиональных маршрутов страны, - рассказывает Аристов. – А, чтобы можно было как-то экономически балансировать с нынешними ценами на средства размещения и проблемой курсов валют, нам важно привлекать иностранных туристов".
"Шелковый путь" хорош также тем, что его не затрагивает проблема сезонности. "Проблемы сезонности нет, мы делаем этот маршрут, когда уже завершается горнолыжный сезон и начался "высокий" курортный сезон – в период с конца марта по октябрь. В неделю можно пустить от 2 до 4 групп при численности каждой от 15 до 150 человек. Таким образом, за сезон кавказский "Великий шелковый путь" будет способен пропустить не менее 2,5 тысячи человек", - оценивает представитель министерства.
Объем внутреннего туризма в России по итогам 2015 года был оценен в 50 миллионов человек. Это значит, что почти две трети жителей нашей страны пока не путешествуют по ней, хотя внутренний турпоток ежегодно прирастает на 8-10%. За границу, по оценкам экспертов Ростуризма, в 2015 году выезжали на отдых около 10 млн россиян.
Юлия Андреева, Санкт-Петербург – Северный Кавказ